Недействующий

Об общинах коренных народов Российской Федерации" (в части установления правовых основ гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов Российской Федерации)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "Об общинах коренных
народов Российской Федерации"
, вносимый депутатом
Государственной Думы А.Н.Савельевым

    


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Из преамбулы законопроекта следует, что данный законопроект призван установить правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования. Законопроектом вводится новое понятие "коренной народ", предлагается регулирование общественных отношений, связанных с созданием и функционированием в Российской Федерации общин указанных коренных народов.

Согласно пункту 1 статьи 1 законопроекта к коренным народам относятся проживающие на территориях традиционного расселения народы (этносы) Российской Федерации, относительно которых имеются материальные подтверждения о проживании на территории Российской Федерации ранее 1801 года в форме компактных поселений данного народа.

В соответствии с указанными критериями к коренным народам могут быть отнесены многие народы, населяющие территорию Российской Федерации, в том числе русские, татары, башкиры и др. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что к коренным народам могут быть отнесены 65 этнических групп из 160, зафиксированных Всероссийской переписью населения, проведенной в 2002 году. При этом отсутствует аргументация, объясняющая в связи с чем к коренным народам могут быть отнесены народы, которые проживали на территории Российской Федерации именно ранее 1801 года в форме компактных поселений, не раскрывается понятие "формы компактного поселения данного народа".

По мнению автора законопроекта, его принятие призвано устранить существующее в Российской Федерации ущемление прав указанных коренных народов, однако в соответствии со статей 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует всем гражданам равенство прав и свобод независимо от их национальной принадлежности.

В соответствии со статьей 69 Конституции Российской Федерации государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Необходимость государственной защиты названных народов обусловлена тем, что данные этнические общности нуждаются в специальных мерах государства, обеспечивающих их самобытное социально-экономическое и культурное развитие, что подтверждается существующей зарубежной практикой. Это обусловлено спецификой данных народов, выраженной в их малочисленности, сохранении традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, а также проживания на территориях расселения своих предков.

Таким образом, законопроектом не учитывается применяемый на международном уровне подход, исходя из которого в качестве основного критерия при проведении различия между коренными народами и другими этносами стал критерий сохранения коренным народом самобытной культуры, тесно связанной с особым способом использования земельных и природных ресурсов. Указанный критерий в Российской Федерации применяется к коренным малочисленным народам.

Пункт 1 статьи 9 законопроекта закрепляет право лиц, относящихся к коренным народам Российской Федерации, на сохранение и развитие родного языка. Однако Конституцией Российской Федерации всем ее народам уже гарантировано право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68).

Статья 12 законопроекта содержит процессуальные нормы, устанавливающие особые права представителей коренных народов в процессе судопроизводства, предусматривает обязанность судов при рассмотрении дел с участием лиц, относящихся к коренным народам, принимать во внимание традиции и обычаи этих народов, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом. Кроме того, нормы, регулирующие процесс судопроизводства, могут содержаться только в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

В части 2 статьи 18 законопроекта термины "поселение" и "населенный пункт" употребляются как равнозначные, что противоречит статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой поселение является одним из видов муниципальных образований, в состав поселения могут входить один или несколько населенных пунктов.

В законопроекте имеются внутренние противоречия. Так, в части 2 статьи 23 законопроекта закрепляется режим совместной собственности на имущество общины, управление которым осуществляется главой общины. В части 4 той же статьи содержится положение о том, что глава общины "получает общественное имущество и использует его по своему усмотрению во благо общине на правах личного имущества".

Ряд положений законопроекта сформулированы некорректно либо являются оценочными. Например, "община коренных народов вправе принимать участие в разработке мер, препятствующих насильственной ассимиляции" (статья 5).

Согласно пояснительной записке принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Вместе с тем, статьей 4 законопроекта предусматривается поддержка общин коренных народов за счет средств федерального бюджета.

Реализация представленного законопроекта потребует выделения дополнительных средств из бюджетов всех уровней, в том числе на предоставление гражданам, проживающим и работающим на территориях расселения коренных народов России, социальных льгот, общинам коренных народов - льгот по землепользованию и природопользованию. При этом источники и порядок финансирования дополнительных расходов, как это установлено статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законопроектом не определены.

С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка