Недействующий

Об общинах коренных народов Российской Федерации" (в части установления правовых основ гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов Российской Федерации)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "Об общинах коренных народов
Российской Федерации"



1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования, принципы и порядок деятельности общин коренных народов.

2. Законопроектом устанавливается определение понятия "коренной народ", согласно которому им признается проживающий на территориях традиционного расселения народ (этнос) Российской Федерации, относительно которого имеются материальные подтверждения о проживании на территории Российской Федерации ранее 1801 года в форме компактных поселений данного народа.

При этом устанавливается, что Перечень коренных народов Российской Федерации определяется федеральным законом Российской Федерации.

При обработке результатов переписи населения РФ, проведённой в 2002 году, ответы о национальной (этнической) принадлежности были систематизированы государственным органом исполнительной власти по статистике примерно в 160 групп, из которых до 65 этнических групп могут быть отнесены к коренным народам Российской Федерации.

Изменение численности наиболее многочисленных коренных народов (этносов) Российской Федерации характеризуется (в порядке убывания) следующими данными:

Млн. человек

2002 г. в % к 1989 г.

1989 г.

2002 г.

     Всё население

147,02

145,16

98,7

     Русские

великороссы
малороссы (украинцы)
белорусы

125,44
119,87
4,36

1,21

119,62
115,87
2,94

0,81

95,4
96,7
67,5

67,5

     Татары

5,52

5,56

100,7

     Башкиры

1,35

1,67

124,4

     Чуваши

1,77

1,64

92,3

     Чеченцы

0,90

1,36

в 1,5 раза

     Мордва

1,07

0,84

78,7

     Аварцы

0,54

0,76

139,2

     Удмурты

0,71

0,64

89,1

     Марийцы

0,64

0,60

94,0

     Кабардинцы

0,39

0,52

134,7

     Осетины

0,40

0,51

128,0

     Даргинцы

0,35

0,51

144,4

     Буряты

0,42

0,45

106,7

     Якуты

0,38

0,44

116,8

     Кумыки

0,28

0,42

в 1,5 раза

     Ингуши

0,22

0,41

в 1,9 раза

     Лезгины

0,26

0,41

в 1,6 раза

3. С принятием данного законопроекта устраняется существующая правовая неопределенность относительно категории "коренной народ", содержащегося в ст. 69 Конституции РФ, проистекающая из существующих ныне различных толкований, имеющих место в научной, юридической и публицистической литературе, предполагающих его распространение либо только на малочисленные этносы и этнические группы, либо на одни лишь туземные этносы или туземное население окраинных территорий крупных государств, либо на малочисленные этносы, ведущие племенной образ жизни, либо на такие туземные этносы, которые являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является ныне существующая страна, в период ее завоевания или колонизации.

Ни одно из этих толкований не может быть применено к народам России, исконно проживающих на её территории, поскольку ни одна из этих характеристик не соответствует её истории и при законодательном закреплении может породить межэтническую рознь между коренными народами страны и иные нежелательные и неприемлемые последствия.

В Российском государстве, которое никогда в её 11-вековой истории не было ни завоевано, ни колонизировано, все исконно населявшие ее территорию народы являются с незапамятных времён коренными вне зависимости от того, являются они малочисленными или многочисленными, ведут кочевой или оседлый образ жизни, находятся на племенном или значительно более высоком уровне развития.

В этом смысле предусмотренная ст. 69 Конституции РФ гарантия права только коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и норами международного права и международными договорами не должна рассматриваться в смысле установления каких-то особых преференций, преимуществ или льгот для этой части коренных народов в ущерб коренным многочисленным народам.

Смысл этого конституционного положения состоит в принципиальном правовом признании категории коренных народов России, и, следовательно, в признании коренных многочисленных народов, также обладающих соответствующими правами.

Поскольку Конституция установила равенство всех перед законом и судом и равноправие в правах и обязанностях независимо от расы, национальности, места жительства и иных обстоятельств (статьи 6, 17, 19), то признание прав коренных малочисленных народов не может отрицать или умалять прав коренных многочисленных народов, либо признавать возможность распространения указанных правомочий в отношении основных прав и свобод человека и гражданина.

Наоборот, конституционный принцип равноправия граждан предполагает, что такие права и свободы, установленные законодательством в отношении граждан, принадлежащим к коренным малочисленным народам, должны распространяться и на граждан, принадлежащих к коренным многочисленным народам.

В этой связи принятие настоящего законопроекта устраняет также правовую неопределённость в отношении конституционных положений о равенстве всех граждан перед законом и судом независимо от национальной принадлежности и иных обстоятельств, возникшую в связи с принятием федеральных законов "О коренных малочисленных народах России" и "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

4. Принятие настоящего законопроекта обусловлено, прежде всего, необходимостью создания правовых механизмов и материальных условий, способствующих созданию в России гражданского общества, органичной и неотъемлемой частью которого, помимо семьи, являются общинные формы его самоорганизации, через которые сохраняются (восстанавливаются) традиционные и присущие коренным народам образ жизни и системы, виды, способы и формы хозяйствования.

В законопроекте такой первоначальной формой самоорганизации определена община коренного народа как способ самоорганизации лиц, принадлежащих к коренному народу, объединяемых по кровно-родственному (родовая или семейная община) и/или соседскому (соседская община) принципам, ставящих одной из своих задач сохранение или восстановление родовых традиций или традиций поселений коренных народов.

5. Законопроектом предусмотрено, что общины коренных народов организуются на добровольной основе по инициативе не менее чем трёх граждан Российской Федерации, относящихся к одному коренному народу и достигших возраста 18 лет. При этом, как правило,

родовая (семейная) община коренного народа формируется лицами, состоящими в родственных или семейных связях;

соседская община коренного народа формируется жителями одного населенного пункта, прожившими в нем непрерывно не менее 5 лет до момента образования общины.

В родовой (семейной) общине родственными и семейными связями должны быть связаны не менее ѕ членов общины, а в соседской общине должны состоять не менее менее жителей одного населенного пункта.

6. Одно из существенных значений настоящего законопроекта состоит в том, что его реализация обеспечивает возникновение дополнительных условий и стимулов для укрепления экономического и социального положения как сельских, так и городских домохозяйств, общее количество которых согласно переписи 2002 года составило почти 53 миллиона, распределяемых следующим образом:

Все населенные пункты

в том числе

городские

сельские

Всего домохозяйств, тысяч, в том числе домохозяйства состоящие:

52707

39233

13474

из 1 человека

11742

8769

2973

из 2 человек

14533

10870

3663

из 3 человек

12535

9801

2734

из 4 человек

8943

6614

2329

из 5 человек

3032

2035

997

из 6 человек

1166

722

444

из 7 и более человек

756

422

334

Средний размер домохозяйств, человек

2,7

2,7

2,8

7. Действие настоящего законопроекта распространяется на лиц, относящихся к коренным народам, постоянно проживающих в местах своего традиционного проживания и хозяйственной деятельности, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование, а также на лиц, не относящихся к коренным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов и принятых в члены общины её решением.