38. Повышение квалификации проводится в целях пополнения и обновления знаний сотрудников, изучения новых форм и методов деятельности территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС и осуществляется в подведомственных ФСИН России или территориальным органам УИС образовательных учреждениях, а также и других органов исполнительной власти с отрывом или без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы, по конкретной специализации или должности не реже одного раза в пять лет.
39. Обучение организуется:
руководящего, оперативного, инспекторского, инженерного состава структурных подразделений ФСИН России, профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, а также руководящего состава (от начальника отделения и выше) территориальных органов УИС - управлением кадров ФСИН России (абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2010 года приказом Минюста России от 18 октября 2010 года N 274, - см. предыдущую редакции);
оперативного, инспекторского, инженерного, рядового и младшего начальствующего состава территориальных органов УИС в образовательных учреждениях - территориальными органами УИС или управлением кадров ФСИН России по заявкам учреждений и территориальных органов УИС (абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2010 года приказом Минюста России от 18 октября 2010 года N 274, - см. предыдущую редакции);
инженерно-технического состава, сотрудников планово-экономических, медицинских и других подразделений в образовательных учреждениях - образовательными и научно-исследовательскими учреждениями или управлением кадров ФСИН России по заявкам учреждений и территориальных органов УИС (абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2010 года приказом Минюста России от 18 октября 2010 года N 274, - см. предыдущую редакции).
40. Устанавливаются следующие сроки непрерывного обучения: при повышении квалификации от двух до шести недель с полным или частичным отрывом от службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от службы.
Конкретный срок и содержание обучения для каждой категории сотрудников определяются учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России, территориальными органами УИС.
Учебные, тематические планы и программы обучения сотрудников центрального аппарата ФСИН России, начальников территориальных органов, образовательных и научно-исследовательских учреждений, подведомственных ФСИН России, и их заместителей утверждаются ФСИН России.
Обучение сотрудников в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России, и образовательных учреждениях других министерств и ведомств проводится по их учебным, тематическим планам и программам по согласованию с управлением кадров ФСИН России (абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2010 года приказом Минюста России от 18 октября 2010 года N 274, - см. предыдущую редакции).
41. Обучение сотрудников в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России или территориальным органам, осуществляется на основе перспективных (на 5 лет) планов (приложение N 5), разрабатываемых кадровыми аппаратами территориальных органов УИС.
План разрабатывается по каждой службе и должностной категории сотрудников. Общая потребность в повышении квалификации (на 5 лет) определяется исходя из штатной численности по каждой категории сотрудников по состоянию на последний год трехлетки за вычетом: среднего некомплекта за 2-3 года, обучающихся в адъюнктуре (аспирантуре), докторантуре, на заочных и вечерних факультетах и отделениях образовательных учреждений, лиц со стажем работы в занимаемой должности менее трех лет, подлежащих увольнению из учреждений и территориальных органов УИС в планируемый период, женщин, находящихся в отпусках (по беременности, родам и уходу за ребенком) или имеющих детей в возрасте до восьми лет.
Годовая потребность определяется путем деления общей потребности на периодичность повышения квалификации, то есть на 5 лет.
42. Перечень образовательных учреждений, категорий обучаемых, их количество, а также конкретные сроки обучения определяются годовым планом, утверждаемым приказом ФСИН России.
План разрабатывается управлением кадров ФСИН России на основе заявок учреждений и территориальных органов УИС, образовательных, научно-исследовательских учреждений, подведомственных ФСИН России, составляемых в соответствии с пятилетним планом повышения квалификации рядового и начальствующего состава и представляемых в управление кадров ФСИН России к 1 июня года, предшествующего планируемому (абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2010 года приказом Минюста России от 18 октября 2010 года N 274, - см. предыдущую редакции).
Учреждения и территориальные органы УИС на основе приказа ФСИН России составляют пофамильные списки сотрудников, направляемых на обучение, и доводят их до сведения руководителей соответствующих служб, подразделений и учреждений и кандидатов на обучение. Одновременно определяются сроки проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников должностных категорий, не предусмотренных приказом ФСИН России.
43. Непосредственные начальники обязаны заблаговременно спланировать время направления кандидатов на обучение, контролировать изучение ими нормативных актов и подготовку рефератов по заданию образовательных учреждений, проверять внешний вид, экипировку и проводить инструктаж направляемых на обучение.
44. Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации.
Переподготовка сотрудников УИС может также осуществляться при перемещении их на другую новую должность и организуется на базе образовательных учреждений, подведомственных ФСИН России или территориальным органам УИС, а также и других федеральных органов исполнительной власти и по месту службы сотрудников.
45. Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основе установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.
46. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, утвержденным в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.
Дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением (подразделением) самостоятельно на основе установленных нормативных документов с учетом потребности заказчика.
47. Профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением повышения квалификации в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
48. В зависимости от исходного уровня образования и подготовки сотрудника, его личностных особенностей, квалификационных требований (профессиональных стандартов), установленных для сотрудников, занимающих соответствующие государственные должности, и от целей обучения в образовательных программах дополнительного профессионального образования рекомендуется предусматривать (включать):
входное профориентационное тестирование, позволяющее определять исходный уровень подготовки сотрудника по выбранному направлению обучения, а также его личностные особенности и склонности;
блок общепрофессиональных дисциплин (образовательных модулей), позволяющий получить (дополнить) необходимые теоретические знания по выбранному направлению, которые соответствуют цели обучения;
блок специальных дисциплин (образовательных модулей), позволяющих получить необходимые знания и умения в постановке и решении профессиональных задач, которые соответствуют квалификационным требованиям (профессиональным стандартам) конкретной должности сотрудника и цели обучения;
блок вспомогательных дисциплин по выбору (образовательных модулей), позволяющих сотруднику выбрать дисциплину по интересам и способствующих развитию личности;
практику или стажировку, способствующую получению навыков практического использования полученных знаний.