Действующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года"

VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы по второму варианту составляет 145,32 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе средства федерального бюджета 131,82 млрд. рублей, внебюджетные средства эксплуатирующих организаций - 12,2 млрд. рублей и средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,3 млрд. рублей.

За счет средств федерального бюджета предусматривается финансирование следующих мероприятий:

создание объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;

повышение уровня ядерной и радиационной безопасности на объектах, находящихся в федеральной собственности, с учетом преодоления проблем, связанных с прошлой деятельностью;

выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

ликвидация негативных последствий создания ядерного оружейного и ядерного энергетического комплексов страны;

консервация объектов проведения ядерных взрывов в мирных целях;

развитие систем мониторинга, учета, контроля и физической защиты на федеральном уровне;

совершенствование нормативной правовой базы;

решение фундаментальных вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности (системная оценка, научное обоснование и разработка критериев и принципов обеспечения ядерной и радиационной безопасности и другие вопросы).

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается финансирование следующих мероприятий:

обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

решение задач защиты населения от природного облучения.

На паритетных началах (50 процентов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 50 процентов за счет средств федерального бюджета) предусматривается финансирование следующих мероприятий:

создание региональных подсистем Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

развитие региональных систем учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, доз облучения населения;

развитие территориальных систем аварийного реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера.

При реализации мероприятий Программы могут привле

аться средства, поступающие в рамках международного научно-технического сотрудничества.

Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы складывается:

из предотвращенного экономического ущерба за счет предупреждения чрезвычайных ситуаций с радиологическими последствиями на объектах ядерного наследия (до 200 млрд. рублей при чрезвычайных ситуациях на наиболее опасных объектах);

из экономии бюджетных расходов будущих периодов за счет своевременного решения накопившихся проблем (ликвидации или перевода в безопасное состояние остановленных ядерно и радиационно опасных объектов, переработки и захоронения радиоактивных отходов, утилизации источников ионизирующего излучения и других). При дальнейшем откладывании решения наиболее острых проблем бюджетные расходы, связанные с выполнением аналогичного комплекса работ, могут возрасти до 1000 млрд. рублей;

из возможности исключения будущих бюджетных расходов на безопасное содержание объектов, ликвидация которых предусмотрена Программой;

из повышения конкурентоспособности организаций атомной отрасли Российской Федерации и предотвращения утраты экспортного потенциала отрасли (до 100 млрд. рублей в год);

из повышения инвестиционной привлекательности атомной отрасли Российской Федерации в целом, организаций и регионов размещения объектов использования атомной энергии за счет обеспечения ядерной и радиационной безопасности на всех этапах их жизненного цикла, решения накопившихся проблем и снижения экологических рисков.

Кроме того, реализация Программы обеспечит:

условия для снижения социальной напряженности в регионах размещения объектов использования атомной энергии;

повышение занятости имеющегося высококвалифицированного персонала организаций атомной отрасли и смежных отраслей (до 10 тыс. человек);

снижение поступления радиоактивных веществ в окружающую среду в результате модернизации защитных инженерных барьеров, перевода ядерно и радиационно опасных объектов и радиоактивных отходов в экологически безопасное состояние, реабилитации радиационно загрязненных территорий;