Недействующий

     

Проект N 418503-4

Вносится Правительством
Российской Федерации



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О платных автомобильных дорогах

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом, содержанием и эксплуатацией автомобильных дорог, пользование которыми осуществляется на платной основе (платные автомобильные дороги), в целях развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, улучшения условий и безопасности дорожного движения, привлечения инвестиций в дорожное хозяйство.

Статья 1. Основные понятия


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

автомобильная дорога - имущественный комплекс (линейный объект недвижимого имущества), предназначенный для непрерывного и безопасного движения транспортных средств с предусмотренными законодательством Российской Федерации скоростями, нагрузками и габаритами, включающий в себя земельные участки и расположенные на них функционально связанные между собой конструктивные элементы и инженерные сооружения, а также здания, строения, защитные и декоративные лесонасаждения и устройства, другие дорожные сооружения, предназначенные для его обслуживания и являющиеся его неотъемлемой технологической частью;

автомобильная дорога общего пользования - автомобильная дорога, предназначенная для движения транспортных средств неограниченного круга юридических или физических лиц;

автомобильная дорога федерального значения - автомобильная дорога, находящаяся в собственности Российской Федерации;

автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения - автомобильная дорога, находящаяся в собственности субъекта Российской Федерации;

автомобильная дорога местного значения или местного значения межмуниципального характера - автомобильная дорога, находящаяся в собственности муниципального образования;

платная автомобильная дорога - автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе;

пользователи платных автомобильных дорог - юридические и физические лица, использующие автомобильную дорогу в качестве участников дорожного движения или осуществляющие в ее пределах иную деятельность, не относящуюся к дорожной деятельности;

эксплуатация платной автомобильной дороги - комплекс работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию платной автомобильной дороги, а также по организации дорожного движения и обеспечению его безопасности в целях восстановления, воспроизводства и поддержания транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги в нормативном состоянии и обеспечению пользования ею на платной основе.

Статья 2. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации в сфере строительства, реконструкции
и эксплуатации платных  автомобильных дорог


Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог:

1) определение государственной политики в отношении строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог;

2) принятие решений об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог федерального значения;

3) принятие решений о прекращении эксплуатации на платной основе автомобильных дорог федерального значения;

4) определение методики расчета и предельного размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам.

Статья 3. Полномочия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в сфере строительства,
реконструкции и эксплуатации платных  автомобильных дорог


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации платных  автомобильных дорог:

1) принятие решений об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

2) принятие решений о прекращении эксплуатации на платной основе автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации платных
автомобильных дорог


Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог:

1) принятие решений об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог местного значения или местного значения межмуниципального характера;

2) принятие решений о прекращении эксплуатации на платной основе автомобильных дорог местного значения или местного значения межмуниципального характера.

Статья 5. Правовые основы строительства, реконструкции
и эксплуатации платных автомобильных дорог

     

1. К отношениям, связанным со строительством, реконструкцией и эксплуатацией платных автомобильных дорог, с учетом положений настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях и заключенного концессионного соглашения применяются нормы, регулирующие отношения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, в том числе требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, о безопасности дорожного движения, а также требования природоохранного законодательства.

2. Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением платными автомобильными дорогами как объектами недвижимости, регулируются гражданским и земельным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

3. Финансирование строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог осуществляется на основе концессионных соглашений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

4. Платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Статья 6. Решение об эксплуатации автомобильной
дороги на платной основе

     

1. Перевод автомобильной дороги в эксплуатацию на платной основе осуществляется только на основании решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе. Эксплуатация автомобильной дороги на платной основе возможна только на основании концессионного соглашения.

2. Решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе принимается:

1) в отношении автомобильной дороги федерального значения - Правительством Российской Федерации;

2) в отношении автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) в отношении автомобильной дороги местного значения или местного значения межмуниципального характера - органом местного самоуправления.

3. Решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе принимается при согласовании с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых планируется строительство (реконструкция) платной автомобильной дороги.

4. Решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе должно быть принято до принятия решения о заключении концессионного соглашения в отношении указанной автомобильной дороги.

5. В решении об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны:

1) начальный и конечный пункты автомобильной дороги;

2) перечень населенных пунктов, соединяемых автомобильной дорогой;

3) перечень пересечений автомобильной дороги с иными автомобильными дорогами и примыканий к иным автомобильным дорогам;

4) технические характеристики автомобильной дороги;

5) протяженность автомобильной дороги;

6) маршрут, основные технические характеристики, протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих альтернативный бесплатный проезд;

7) срок эксплуатации автомобильной дороги на платной основе.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны в течение месяца со дня принятия решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе уведомить об этом Правительство Российской Федерации.

7. Решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе должно быть опубликовано в порядке, предусмотренном для опубликования нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статья 7. Обеспечение альтернативного бесплатного проезда

     

1. Решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения альтернативного бесплатного проезда по существующей сети автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, соединяемыми предполагаемой к эксплуатации на платной основе автомобильной дорогой либо при условии обеспечения альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся (реконструируемой) платной автомобильной дороги.

2. Протяженность автомобильных дорог и (или) их участков, обеспечивающих альтернативный бесплатный проезд, не должна более чем в полтора раза превышать протяженность платной автомобильной дороги, за исключением случаев, если:

1) более 50 процентов протяженности платной автомобильной дороги составляют мосты, тоннели и путепроводы;

2) строительство новой платной автомобильной дороги осуществляется в одном или нескольких районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Особенности концессионных соглашений в
отношении платных автомобильных дорог

     

1. В решении о заключении концессионного соглашения в отношении платной автомобильной дороги должен быть определен орган, осуществляющий полномочия концедента при заключении и исполнении концессионного соглашения в отношении платной автомобильной дороги, а также обеспечивающий проведение работ по формированию необходимых для размещения и эксплуатации платной автомобильной дороги земельных участков в целях их последующего предоставления концессионеру в аренду (субаренду) на срок действия концессионного соглашения.

2. Концессионное соглашение в отношении платной автомобильной дороги помимо установленных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях существенных условий должно содержать:

1) обязательства концедента по принятию на себя части расходов на эксплуатацию платной автомобильной дороги в случае недостижения в процессе эксплуатации установленных в концессионном соглашении показателей по интенсивности и составу движения, а также условия и порядок осуществления указанных расходов;

2) порядок и условия установления и изменения платы за проезд по платной автомобильной дороге;

3) требования к обеспечению пропускной способности и режиму пользования платной автомобильной дорогой;

4) обязательство концессионера по заблаговременному предоставлению участникам дорожного движения информации о наличии на пути их следования платной автомобильной дороги, ее протяженности, стоимости проезда, а также о наличии бесплатного альтернативного проезда в соответствующем направлении;

5) способы обеспечения концессионером исполнения своих обязательств по концессионному соглашению, в том числе по страхованию риска утраты или повреждения платной автомобильной дороги.

Статья 9. Особенности регулирования земельных отношений
при строительстве, реконструкции и эксплуатации
платных автомобильных дорог


Годовой размер арендной платы за земельные участки, используемые для размещения платной автомобильной дороги, предоставленные концессионеру для строительства, реконструкции и эксплуатации платной автомобильной дороги, определяется в договоре аренды и не может превышать одного процента кадастровой стоимости этих земельных участков.

Статья 10. Пользование платной автомобильной дорогой

     

1. Пользователь платной автомобильной дороги осуществляет проезд по платной автомобильной дороге на основании договора, заключаемого с концессионером. Такой договор является публичным. Факт заключения договора подтверждается документом об оплате проезда, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере транспорта.

2. Пользователь платной автомобильной дороги пользуется правом на своевременное предоставление ему условий для беспрепятственного проезда по платной автомобильной дороге. Концессионер обязан обеспечить пользователям платной автомобильной дороги беспрепятственное передвижение их автомобилей по платной автомобильной дороге в предусмотренном направлении и по выбранному пользователем платной автомобильной дороги маршруту при условии соблюдения предусмотренного скоростного режима. Концессионер обязан устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие нормальному пользованию платной автомобильной дорогой.

Пользователь платной автомобильной дороги пользуется объектами дорожного сервиса, расположенными на платной автомобильной дороге. Концессионер обязан обеспечить наличие на платной автомобильной дороге автозаправочных станций, пунктов технического обслуживания и ремонта, аварийных служб и иных объектов придорожной инфраструктуры, предназначенных для оказания за плату соответствующих услуг пользователям платной автомобильной дороги. Отдельные услуги на объектах дорожного сервиса, расположенных на платной автомобильной дороге, по решению концессионера могут предоставляться бесплатно пользователям платной автомобильной дороги. Стоимость этих услуг не должна включаться в плату за проезд по платной автомобильной дороге.

Пользователь платной автомобильной дороги получает информацию о стоимости проезда и территории оказания услуг, порядке, формах и системе оплаты услуг, перечне услуг, входящих в стоимость проезда, и формах их оказания в порядке, установленном правилами оказания услуг по организации проезда по платным автомобильным дорогам. Концессионер не вправе навязывать пользователю платной автомобильной дороги оказание иных услуг за отдельную плату.

3. Правила оказания услуг по организации проезда по платным автомобильным дорогам утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Плата за проезд по платным автомобильным дорогам

     

1. Порядок определения размера платы за проезд по платной автомобильной дороге в зависимости от категории транспортного средства и пробега по платной автомобильной дороге устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Максимальные размеры платы за проезд по платной автомобильной дороге в зависимости от категории транспортного средства и пробега по платной автомобильной дороге устанавливаются в соответствии с порядком определения размера платы за проезд по платной автомобильной дороге:

1) в отношении автомобильной дороги федерального значения - Правительством Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»