Действующий

О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста

ХАРАКТЕРИСТИКА
моделей образования детей старшего дошкольного возраста "Дошкольные образовательные группы полного дня
на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования" и "Дошкольные образовательные группы кратковременного
пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ"



1. Образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

1. Количество посещений в неделю

5 дней в неделю в течение полного дня

2. Педагогические кадры

Воспитатели, имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста

3. Преемственность с более низкой ступенью образования

В дошкольных образовательных учреждениях существует естественная преемственность между образованием детей старшего дошкольного возраста и образованием в младшем дошкольном возрасте

4. Преемственность с системой начального общего образования

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой заложена на уровне реализуемых образовательных программ, которые предусматривают, что дети старшего дошкольного возраста должны быть подготовлены к систематическому школьному обучению

5. Особенности предметно-развивающей среды

Среда предполагает возможности для организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а также включает условия для их полноценного питания и отдыха

5.1. Для обучающих занятий

Существуют специально организованные места для проведения обучающих занятий

5.2. Для организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми

Пространство группы детского сада располагает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей

5.3. Для организации самостоятельной деятельности детей

Все ДОУ располагают пространством для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

6. Особенности образовательного процесса

Образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста. Составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста уравновешены и составляют гармоничное единство

6.1. Учебный блок

Представлен обучающими занятиями, соответствующими возрасту детей и организуемыми в соответствии с дошкольными образовательными программами; отличается высокой технологичностью, доступностью для любого профессионально обученного педагога

6.2. Блок совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми

Совместная деятельность занимает ведущее место в образовательном процессе. Данный блок предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает

6.3. Блок самостоятельной (свободной) деятельности детей

Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала. Данный блок ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на "саморазвитие" ребенка приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом данный блок образовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого

7. Особенности образовательных программ

Дошкольные образовательные программы, предназначенные для реализации в ДОУ

7.1. Комплексные программы

Комплексные программы определяют основное содержание образовательной деятельности детского сада

7.2. Парциальные программы

Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей старшего дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия воспитывающего взрослого с детьми

8. Возможности полноценного развития детей (широта охвата сфер развития детей)

Происходит многостороннее развитие детей дошкольного возраста, охватывающее практически все основные сферы

9. Охрана здоровья детей

Физическое развитие, формирование здорового образа жизни и охрана здоровья детей - приоритетные задачи



2. Образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования), учреждений культуры и родительских сообществ

1. Количество

От 3 до 5 дней в неделю

посещений в неделю

На период от 2 до 5 часов

2. Педагогические кадры

Воспитатели, имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста

3. Преемственность с более низкой ступенью образования

Группы чаще всего предназначаются для старших дошкольников, которые не посещали детский сад, а воспитывались в домашних условиях. Поэтому в них и решаются задачи развития навыков взаимодействия со сверстниками, подготовки к школе в интеллектуальном плане и физического развития

4. Преемственность с системой начального общего образования

Преемственность между дошкольными группами кратковременного пребывания и начальной школой связана с тем, что цели образования соединены с социализацией, личностным и физическим развитием, специальной подготовкой к школе

5. Особенности предметно-развивающей среды

Среда предполагает создание условий для совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей

5.1. Для обучающих занятий

В помещении группы создается специальная рабочая часть для занятий, которые чаще всего организуются в форме совместной деятельности взрослого с детьми

5.2. Для организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми

Рабочая часть предполагает в первую очередь организацию совместной деятельности взрослого с детьми. Кроме этого, пространство группы располагает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей

5.3. Для организации самостоятельной деятельности детей

Основное пространство группы отведено для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам

6. Особенности образовательного процесса

Образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для групп кратковременного пребывания. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми

6.1. Учебный блок

Практически не используется

6.2. Блок совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми

Совместная деятельность составляет основу образовательного процесса: взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя их своим партнерским участием в деятельности

6.3. Блок самостоятельной (свободной) деятельности детей

Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала

7. Особенности образовательных программ

Образовательные программы, специально предназначенные для групп детей старшего дошкольного возраста кратковременного или временного пребывания

7.1. Комплексные программы

Основная образовательная программа носит комплексный характер

7.2. Парциальные программы

Парциальные программы используются для того, чтобы отразить специфику работы учреждения, при котором создана группа; позволяют реализовать возможности культурно-образовательного учреждения в образовании дошкольников (например, при работе группы в краеведческом музее, доме детского творчества, доме культуры и т.п.)

8. Возможности полноценного развития детей (широта охвата сфер развития детей)

Образовательный процесс должен охватывать практически все основные сферы развития детей старшего дошкольного возраста

9. Охрана здоровья детей

Физическое развитие, формирование здорового образа жизни и охрана здоровья детей - приоритетные задачи




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.
Межведомственный информационный бюллетень,
N 7, март, 2007 год (методические рекомендации),

Вестник образования

(тематическое приложение к журналу),

N 3, 2008 год (письмо)