Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N АИ-1370 от 5 октября 2006 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие
законодательные акты Российской Федерации"
, вносимый депутатами
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Б.В.Грызловым, А.К.Исаевым, Н.И.Булаевым, Т.В.Яковлевой


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроект предусматривает установление минимального размера оплаты труда с 1 сентября 2007 г. в сумме 2000 рублей. При этом исключается норма, установленная статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, о том, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Наряду с этим законопроектом предлагается дополнить статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации положениями, предусматривающими обеспечение минимального размера оплаты труда организациями, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов, в том числе за счет собственных средств.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации новой статьей 133_1, предоставляющей право органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать размер минимальной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом, для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Законопроект предусматривает признание утратившей силу статью 4 Федерального закона "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений", которой установлено соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере не менее 1 к 4,5.

Предлагается также внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административного штрафа за установление или выплату заработной платы ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда или установленного законом субъекта Российской Федерации размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Основные положения проекта федерального закона концептуально могут быть поддержаны, однако к законопроекту имеется ряд замечаний.

Как следует из представленных к законопроекту материалов, его принятие должно способствовать решению важнейшей задачи в сфере реформирования оплаты труда, которая закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации, - повышению минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Вместе с тем положения законопроекта не в полной мере отвечают целям, определенным в пояснительной записке.

Предлагаемая законопроектом новая статья 133_1 Трудового кодекса Российской Федерации может создать ситуацию, когда в одном субъекте Российской Федерации для работников внебюджетной сферы одновременно будут утверждены две различные величины минимального размера оплаты труда - федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Такой подход не согласуется со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда должен устанавливаться одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

Установление минимального размера оплаты труда в зависимости от различных форм собственности организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, не согласуется с нормами статьи 8 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гарантируется равенство всех форм собственности.

Кроме того, согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый обладает правом на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как следует из статьи 1 законопроекта, минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Между тем положениями законопроекта не определено, для каких целей вводится минимальный размер оплаты труда в субъектах Российской Федерации.

Предлагаемое законопроектом дополнение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административного штрафа за установление или выплату заработной платы ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда или установленного законом субъекта Российской Федерации минимального размера заработной платы нецелесообразно, поскольку статьей 5.27 Кодекса уже установлена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусматривающая наложение административного штрафа.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации считает возможным поддержать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" при условии учета вышеуказанных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка