Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О минимальном
размере оплаты труда" и другие законодательные
акты Российской Федерации"



В период 2000 - 2005 г.г. средняя заработная плата в номинальном исчислении увеличилась с 2223 рублей до 8550 рублей в месяц, или в 3.8 раза. Соотношение между средней заработной платой и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения увеличилось со 168 % в 2000 году до 261 % в 2005 году. При этом за указанный период минимальный размер оплаты труда возрастал более быстрыми темпами - в 8,3 раза.

В связи с ростом заработной платы в период с 2000 по 2005 год численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась на 15,3 млн. человек.

В 2006 г. ожидается дальнейшее повышение средней заработной платы до 10975 рублей в месяц или на 28 % по сравнению с 2005 г., в 2007 г. - до 12483 рублей в месяц или на 18,3 % по сравнению с 2006 г.

В то же время, повышение среднемесячной заработной платы достигалось, в основном, за счет опережающего роста зарплат в экспортно-ориентированных отраслях экономики и в меньшей степени - осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Так, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год, численность "работающих бедных" среди бюджетников, хотя и уменьшится на 12,5 %, составит 2,1 млн. чел.

Решение задачи по дальнейшему повышению оплаты труда в бюджетной сфере невозможно без влияния со стороны федерального законодателя. И основным инструментом этого влияния, наряду с определением параметров федерального бюджета, является установление минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Проектом федерального закона предлагается повысить минимальный размер оплаты труда в 1,82 раза, установив его с 1 сентября 2007 года в размере 2000 рублей в месяц.

Такая мера, в первую очередь, позволит повысить доходы наименее обеспеченных работников. По данным Росстата в апреле 2006 года среднемесячную начисленную заработную плату ниже 2000 рублей имели около 10% работников или 6,6 млн. человек.

Принятие законопроекта также будет способствовать решению еще одной важнейшей задачи в сфере реформирования оплаты труда, которая закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации, - повышению минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Предлагаемое повышение обеспечит соотношение МРОТ и величины прогнозируемого размера прожиточного минимума трудоспособного населения на уровне около 50 %.

Для учета региональных особенностей законопроектом предоставляется право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом мнения трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие размеры минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Предусматривается, что минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом размер минимальной заработной платы, установленный законом субъекта Российской Федерации, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, и обеспечивается работодателями за счет собственных средств.

Проектом закона предлагается также ужесточить административное наказание за установление и выплату заработной платы ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда или установленного законом субъекта Российской Федерации размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Предусматривается введение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Для должностных лиц, ранее подвергавшихся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотрена дисквалификация на срок от двух до трех лет.