3.1. Безномерной способ учета простоя вагонов применяется на станциях с общим вагонооборотом 50 и более вагонов в сутки.
Сущность безномерного способа заключается в том, что учет простоя ведется по группам вагонов. При этом в "Книге учета простоя вагонов по безномерному способу (форма ДУ-9)" общим числом записывается по часовым периодам прибытие и отправление вагонов без указания их номеров, но с распределением по категориям простоя (местных и транзитных). На конец каждого часа определяется остаток вагонов на станции и условно принимается, что это количество вагонов простояло в течение всего часа. Общие вагоно-часы простоя за отчетный период по каждой категории простоя получается суммированием почасовых остатков вагонов. Для определения среднего времени простоя вагона полученные вагоно-часы делятся на полусумму прибывших и отправленных вагонов.
3.2. В разделе "Общий вагонооборот" Книги записываются все вагоны по моменту прибытия и отправления со станции независимо от их рода, состояния и категории.
3.2.1. В разделах "Местные вагоны", "Транзит с переработкой", "Транзит без переработки" и "Нерабочий парк" для правильного учета вагонов по категориям при внутристанционном переходе вагонов из одной категории в другую выделены графы "Перечислено".
Основанием для перечисления из одной категории простоя другую являются: оперативный приказ или телеграфное разрешение отделения дороги на использование под погрузку транзитного порожняка, оформление перевозочных документов на переадресовку вагонов на другие станции, составление документов на перечисление вагонов в нерабочий парк и обратно.
В этих случаях соответствующее количество вагонов отражается в графах( )"Убыло-перечислено", "Прибыло-перечислено".
3.2.2. При определении остатка вагонов по часовым периодам по каждой категории простоя используются и показатели граф "Перечислено".
При определении среднего времени простоя вагонов на станции количество вагонов подсчитывается только по графам "Прибыло с линии" и "Убыло на линию". Данные граф "Перечислено" в этом случае в расчет не включаются.
3.3. По окончании отчетных суток в книге формы ДУ-9 подсчитывается по каждой категории простоя количество вагонов, прибывших с линии, убывших ни линию, и часовые остатки вагонов (вагоно-часы), кроме вагоно-часов транзитных вагонов без переработки.
Остаток по первой строке книги, перенесенный с предыдущих суток (на отчетный час), в подсчет часовых остатков за отчетные сутки не включается, а используется для балансового расчета.
3.4. Остаток вагонов на станции на конец отчетных суток по книге формы ДУ-9 должен быть равен количеству вагонов, указанных в отчете "О вагонном парке" формы ДО-2. При этом:
остаток по разделу "Общий вагонооборот" формы ДУ-9 - общему количеству вагонов по форме ДО-2;
сумма остатков местных, транзитных с переработкой и транзитных без переработки вагонов по форме ДУ-9 - количеству вагонов рабочего парка по форме ДО-2;
остаток вагонов нерабочего парка по форме ДУ-9 - количеству изъятых из рабочего парка вагонов по форме ДО-2.
3.5. Среднее время простоя транзитного вагона с переработкой и местного вагона при безномерном способе учета определяется делением вагоно-часов простоя на полусумму вагонов, прибывших с линии и отправленных на линию, по формулам:
3.5.1. Средний простой транзитных вагонов с переработкой
,
где - время простоя на станции транзитных вагонов с переработкой;
- количество прибывших транзитных вагонов с переработкой;
- количество отправленных транзитных вагонов с переработкой;
3.5.2. Средний простой местных вагонов
,
где - время простоя вагонов на станции под грузовыми операциями;
- количество прибывших местных вагонов;
- количество отправленных местных вагонов.