Недействующий

Об утверждении Концепции информатизации Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (утратил силу на основании приказа Ростехнадзора от 15.09.2010 N 902)

2. Текущий уровень информатизации направлений деятельности Ростехнадзора. Общая характеристика объекта информатизации


Реформирование системы государственных надзорных органов в ходе проведения административной реформы существенным образом затронуло и вопросы информатизации деятельности вновь образованной интегрированной федеральной службы - Ростехнадзора.

На момент разработки настоящей Концепции (2-е полугодие 2006 года) в структурных подразделениях Ростехнадзора и в подведомственных ему организациях имеется несколько независимых информационных систем, программ и банков данных, разработанных или разрабатываемых в течение многих лет для нужд некогда самостоятельных государственных надзорных органов: госатомнадзора, госгортехнадзора, госстройнадзора, энергонадзора, некоторых подразделений МПР России.

Оснащенность подразделений центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора компьютерной техникой, сетевым и телекоммуникационным оборудованием неодинакова и в целом неудовлетворительна.

В двух зданиях центрального аппарата функционируют локальные вычислительные сети, объединенные посредством выделенного канала с выходом в Интернет. Большая часть территориальных органов для телекоммуникационного обмена использует модемное соединение по телефонным каналам общего доступа.

Уровень информатизации основных направлений деятельности Ростехнадзора обусловлен наличием или отсутствием унаследованных информационных систем, а также их качеством. Часть этих информационных систем носит статус государственных, часть - является наработками ведомственных информационных подразделений либо коммерческими разработками.

Так, государственная автоматизированная информационно-управляющая система регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ), предназначенная для автоматизации деятельности бывшего Госгортехнадзора России как органа федеральной исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 N 1371 (16) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49). В упомянутой редакции постановления Ростехнадзор определен заказчиком работ, связанных с созданием и обеспечением функционирования АИС ПБ.

Информационно-аналитическую систему (ИАС) "Энергоэффективность" и информационную систему надзора за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов (АИС ЯРБ) можно отнести к ведомственным наработкам бывших Минтопэнерго России и Госатомнадзора России соответственно, а, например, программные средства в области экологического контроля, используемые в ряде территориальных органов, являются собственными разработками ряда коммерческих организаций.

Ниже кратко представлено описание текущего состояния уровня информатизации по направлениям деятельности Ростехнадзора, упомянутым в предыдущем разделе.

В территориальных органах Ростехнадзора имеются значительные информационные ресурсы либо в виде документов на бумажных носителях либо в виде файлов разных форматов (MS Word, MS Fccess, DBF), для использования которых в единой информационной системе Ростехнадзора необходимо осуществить их конвертацию.

В рамках АИС ПБ используется соответствующее программное обеспечение для: ведения государственного реестра опасных производственных объектов;

выдачи лицензий на отдельные виды деятельности;

выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах;

ведения БД об экспертах и экспертных организациях в области промышленной безопасности, о независимых учебных центрах в области подготовки и аттестации персонала эксплуатирующих организаций, о лабораториях неразрушающего контроля;

учета данных по аварийности и травматизму на подконтрольных производственных объектах, а также по технологическим нарушениям на энергетических объектах и объектах использования атомной энергии;

учета заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Ростехнадзором;

учета информации о декларациях промышленной безопасности;

учета информации о договорах (полисах) обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;

сбора, учета и анализа отчетных материалов по основной деятельности территориальных органов.

Учет и анализ технологических нарушений, аварий и несчастных случаев на энергетических производствах реализован в ИАС "Энергоэффективность", а также в соответствующей прикладной задаче АИС ПБ.

В части информатизации контрольной и надзорной деятельности имеются наработки в части:

документального оформления процедур проверок и обследований в АИС ПБ (задача "Надзорная деятельность и контрольно-профилактическая работа"), в ИАС "Энергоэффективность" (АРМ инспектора), в АИС ЯРБ;

ведения перечня поднадзорных технических устройств АИС ПБ (задача "Надзорная деятельность и контрольно-профилактическая работа").

В части информатизации нормотворческой деятельности Ростехнадзора обеспечен доступ к базам данных правовых и нормативных документов, реализованных в Нормативно-справочной подсистеме АИС ПБ (используются информационно-поисковые системы (ИПС) ("Кодекс", "Гарант", "Конcультант-Плюс", БД "Нормативные и информационные материалы в сфере технологического и экологического надзора"), в задаче "Нормативные документы и методические материалы" из состава ИАС "Энергоэффективность", а также в задаче "Регистрация нормативных и регулирующих документов" в АИС ЯРБ.

Для обеспечения автоматизации бухгалтерского учета и финансовой деятельности в центральном аппарате Ростехнадзора и территориальных органах используются различные программные продукты ("Парус", "Инфин", "1С"), а также наработки, выполненные специализированными организациями по заказу территориальных органов. Для свода и обобщения финансовой информации применяется программный модуль "Парус-Свод". Для информатизации функций документооборота и делопроизводства эксплуатируется программный продукт "ДЕЛО", а также АРМ "Делопроизводство" из состава ИАС "Энергоэффективность".

Для информатизации работы с кадрами в различных территориальных органах и центральном аппарате Ростехнадзора используются специальные программные средства, ориентированные на работу на локальном компьютере и не имеющие связи с БД других функциональных задач ("Бухгалтерия" и др.).

В рамках АИС ПБ организован автоматизированный электронный обмен данными между локальными БД УТЭН и центральной БД АИС ПБ с использованием выделенного почтового сервера и специально-разработанной программы телекоммуникационного обмена. Кроме того, часть электронных выборок установленного формата (в основном от организаций, не являющихся объектами автоматизации) поступает на магнитных носителях или с использованием стандартных электронных сообщений (Е-Mail). С другими федеральными органами исполнительной власти в настоящее время осуществляется информационный обмен, реализованный средствами специального модуля телекоммуникационного обмена АИС ПБ (с территориальными налоговыми органами), по электронной почте (с ЦУКС МЧС России) и соответствующего модуля ИАС "Энергоэффективность" (с Федеральным агентством Российской Федерации по энергетике).

Имеются официальное представительство Ростехнадзора (www.gosnadzor.ru) во всемирной сети Интернет, а также сайты некоторых территориальных органов. Во исполнение межправительственного соглашения между государствами - участниками СНГ по вопросам промышленной безопасности реализован интернет-портал межгосударственного Совета СНГ по вопросам промышленной безопасности (www.mspbsng.org).

Таким образом, Ростехнадзор как объект автоматизации представляет собой сложную организационно-техническую систему, имеющую древовидную иерархическую территориально-распределенную структуру, характеризующуюся следующими системными свойствами: