Недействующий

О федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (с изменениями на 6 октября 2011 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

6. Технологии морской техники, функционирующей
в экстремальных природных условиях


В рамках данного базового технологического направления предусматривается осуществление следующих комплексных проектов:

1) разработка технологий создания и прогнозирования перспективной судовой техники и технологий реализации технических средств XXI века, включая технологии использования в судовых энергетических установках водородного топлива.

Учитывая, что к настоящему времени традиционные конструктивные решения в области повышения экологической, конструктивной и навигационной безопасности эксплуатации судов практически исчерпали себя, в рамках этого направления будут разработаны принципиально новые технологические решения по созданию конкурентоспособных высокоэкономичных судов различного назначения, в том числе:

морских транспортных судов (универсальных сухогрузных, контейнеровозов, лесовозов, танкеров) в первую очередь ледового плавания с новыми обводами корпусов, конструкцией и материалом корпуса, обеспечивающими снижение энергозатрат при их эксплуатации и весовых характеристик на 10-15 процентов, повышенную на 20-25 процентов ледопроходимость, с увеличенной в 1,2-1,4 раза экономической эффективностью перевозок;

транспортных судов смешанного плавания с новыми типами движительно-рулевых комплексов, обеспечивающих увеличение скорости судов на 0,5-0,6 узла и повышение маневренности и управляемости судов;

новых типов автоматизированных промысловых судов (больших, средних и малых) для добычи и переработки рыбы и биологических ресурсов, а также производственно-транспортных рефрижераторов для работы в Мировом океане.

Целевыми показателями разрабатываемых технологий создания судов следующего поколения являются:

снижение затрат в процессе эксплуатации на 15-25 процентов;

повышение коэффициента безопасности эксплуатации судов в 2,5 раза;

снижение издержек производства (сокращение трудоемкости работ и сроков постройки судов в 1,5-2 раза);

2) разработка технологий создания сложных транспортно-технологических комплексов для работы в экстремальных условиях Арктики.

Для ускорения освоения природных и биологических ресурсов морей северных и восточных регионов России, Мирового океана и интенсификации использования трасс Северного морского пути будут разработаны новые передовые технологии и технические средства, обеспечивающие создание специальных судов.

Разработанные технологии позволят создать технические сооружения и транспортные средства, которые обеспечат освоение запасов углеводородов и минеральных ресурсов на российском арктическом шельфе, а также создать предпосылки для превращения Северного морского пути в регулярно действующую транспортную магистраль.

Будут разработаны новые технологические решения по повышению ледостойкости, ледопроходимости на 20-25 процентов и безопасности морской техники для работы на замерзающем шельфе, будет создан научно-технический задел для разработки перспективных высокоэффективных конкурентоспособных компонентов транспортных систем;

3) научное обеспечение разработок перспективных высокоэффективных конкурентоспособных компонентов транспортных систем.

Будут разработаны технологии, направленные на снижение сопротивления движению судов и создание высокоэффективных движителей, что должно обеспечить экономию в расходах на топливо до 20 процентов, конструктивную безопасность и снижение уровня аварийности на флоте за счет резкого увеличения ресурса сварных несущих конструкций морской техники, создание перспективных высокоэффективных конкурентоспособных компонентов транспортных систем;

4) разработка промышленных технологий для обеспечения конкурентоспособности производства компонентов систем водного транспорта.

Предусматривается разработка технологий для технического перевооружения и развития производственных мощностей, выпускающих такие технические средства транспортных систем, как транспортные и добывающие суда, плавсооружения, а также комплектующие изделия к ним (судовые энергоустановки, механизмы, устройства, движители, арматура, оборудование и приборы), в том числе на основе малоотходных или безотходных производств.

Разработанные промышленные технологии и оборудование позволят в 1,5-2 раза сократить продолжительность создания компонентов систем водного транспорта, обеспечив конкурентоспособность отечественных производственных предприятий на мировом рынке судостроительной продукции;

5) разработка технологий, обеспечивающих навигационную и экологическую безопасность вновь создаваемых конкурентоспособных транспортных средств.

Указанные технологии направлены на:

совершенствование ранее созданной номенклатуры средств автоматизации с целью поддержания объектов транспортных систем в состоянии, удовлетворяющем требованиям национальных регистров, доведения техники до уровня лучших зарубежных образцов и обеспечения возможности замещения импорта;

создание новых навигационных комплексов с использованием систем спутниковой связи по направлениям, связанным с аппаратурной интеграцией, созданием развитой системы обеспечения безопасности движения, выполнением требований эргономики для снижения роли человеческого фактора в причинах аварий и катастроф, внедрением экспертной системы "Помощник экипажа в опасных ситуациях" и новых технологий эксплуатации;

6) разработка и развитие технологий моделирования сложных транспортных технических систем в интересах внешнего проектирования и оценки тактико-технико-экономической эффективности транспортных систем (комплексный проект).

Будут разработаны новые технологии моделирования (комбинированного и операционно-динамического моделирования), что позволит повысить быстродействие вычислений при сохранении необходимой точности расчетов, обеспечить реализацию современных методов проектирования сложных транспортных систем и существенно сократить сроки их разработки.

Реализация базовых технологий направления приведет к снижению энергозатрат на эксплуатацию северного флота на 20-25 процентов, увеличению экономической эффективности перевозок в 1,2-1,4 раза, увеличению безопасности эксплуатации в 2,5 раза.

Объем реализованной продукции к 2012-2015 годам составит около 140 млрд.рублей.