Действующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов Российской Федерации и ее субъектов к реализации эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Реализация мероприятий Программы требует консолидации сил всего общества.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:

разрозненные усилия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих перед государством задач в этой области;

распыление средств бюджетов всех уровней, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем детей;

высокий уровень материнской, младенческой и детской смертности, значительно превышающий аналогичные среднеевропейские показатели;

прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста;

снижение уровня выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, способствующих сохранению национального генофонда страны, формирующих будущую высокопрофессиональную элиту в сфере науки и техники, культуры и искусства;

рост количества безнадзорных и беспризорных детей, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних;

рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за счет усиления вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией, социальной незащищенностью выпускников учреждений интернатного типа;

увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа;

ухудшение условий интеграции детей-инвалидов с обществом, увеличение количества детей-инвалидов, проживающих в специализированных детских учреждениях.

Отказ от программно-целевого метода в решении проблемы обеспечения дородовой и послеродовой диагностики врожденных пороков развития, проведения функциональных методов обследования беременных женщин в необходимом объеме может привести к увеличению количества детей с тяжелыми врожденными аномалиями и пороками развития, что, в свою очередь, повысит затраты на оказание реанимационной помощи новорожденным детям и дорогостоящих видов медицинской помощи детям раннего возраста (нейрохирургия, кардиохирургия и др.).

Отсутствие комплексных, профилактических, лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий в образовательных учреждениях приведет к росту распространенности хронической патологии среди детей различных возрастных категорий.

Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики в интересах одаренных детей не позволит обеспечить необходимый уровень их поддержки, оказания им профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития.

Кроме того, сформированная в рамках подпрограммы "Одаренные дети" система проведения всероссийских мероприятий с детьми в целях выявления юных талантов предполагает включение в социально значимую деятельность детей и подростков на всех уровнях, что обеспечивает их занятость в свободное от учебы время и является эффективным средством профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Отказ от использования программно-целевого метода также не позволит обеспечить комплексное решение проблем безнадзорности и беспризорности, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и развитие новых форм профилактической работы с семьей и детьми. Представляется проблематичным также обеспечить дальнейшее развитие различных форм занятости "трудных" подростков, склонных к совершению противоправных действий и представляющих реальную угрозу создания криминогенной обстановки в летнее время.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов социальной и трудовой реабилитации несовершеннолетних может быть увеличение числа повторных правонарушений среди несовершеннолетних, а также снижение эффективности работы по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности детей-сирот, сокращению количества детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в семьи. Показатель устройства в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, останется на уровне 2005 года (в пределах 67-68 процентов) и не позволит реализовать положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года. К 2010 году число детей-инвалидов может увеличиться на 5 процентов, число семей с детьми-инвалидами, получающих комплексную реабилитацию и помощь в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, уменьшится на 10-15 процентов, а предоставляемые реабилитационные услуги позволят снять в дальнейшем ограничения жизнедеятельности лишь с 5 процентов детей-инвалидов.