Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации (далее - функциональная классификация) представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Функциональная классификация применяется также для международных сопоставлений степени вовлеченности органов государственного управления и местного самоуправления в выполнение экономических и социальных функций.
Функциональная классификация состоит из четырех уровней.
Первый уровень функциональной классификации - разделы (приложение 2) отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация содержит 11 разделов и 84 подраздела, являющихся вторым уровнем функциональной классификации, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Структура подразделов функциональной классификации построена по принципу детализации основных функций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.
Целевые статьи образуют третий уровень функциональной классификации (приложение 3), обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации.
В рамках целевых статей и видов расходов выделяются расходы на реализацию целевых программ или непрограммной части.
Виды расходов, образуя четвертый уровень функциональной классификации (приложение 4), детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
Код функциональной классификации занимает 14 знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, и код вида расходов - 3 знака.
Функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов утверждаются законами о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении соответствующих бюджетов обеспечивают идентичность построения функциональной классификации в части целевых статей и видов расходов, преемственность кодов целевых статей и видов расходов, применяемых при формировании расходов федерального бюджета, для аналогичных расходов, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Это означает, что органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении соответствующих бюджетов имеют право:
применять целевые статьи и виды расходов в соответствии с приложениями 3 и 4 настоящих Указаний;
вводить дополнительные целевые статьи и виды расходов, используя для этого самостоятельные коды, сохраняя при этом структуру единого 20-значного кода классификации расходов (4-10-й знаки - для целевых статей и 11-13-й - для видов расходов).
Существенными требованиями утвержденной структуры функциональной классификации, которые необходимо соблюдать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при формировании расходных статей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, являются:
отнесение расходов на реализацию функций общегосударственного характера на раздел 0100 "Общегосударственные вопросы";
отнесение расходов на руководство и управление в сфере установленных функций (административных расходов) на соответствующие этим функциям разделы и подразделы;
разделение расходов в сфере науки на фундаментальные исследования (раздел 0100 "Общегосударственные вопросы") и прикладные научные исследования с отнесением расходов в части прикладных научных исследований на соответствующие разделы функциональной классификации;
исключение из функциональной классификации расходов раздела на капитальные вложения (государственные инвестиции) и отнесение их в состав экономической классификации с распределением по всем разделам, подразделам в соответствии с отраслевой принадлежностью и формой собственности;
отражение расходов на реализацию целевых программ по всем направлениям финансирования, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, государственные капитальные вложения и иные мероприятия, по соответствующим разделам функциональной классификации (при этом используются целевые статьи 100 00 00 "Федеральные целевые программы", 522 00 00 "Региональные целевые программы", коды программ/подпрограмм и виды расходов, соответствующие мероприятиям, осуществляемым в рамках целевых программ).
Все федеральные целевые программы, где есть подпрограммный разрез, дополняются целевой статьей "Расходы общепрограммного характера..." (для каждой конкретной федеральной целевой программы). Указанные целевые статьи используются для отражения расходов, которые не могут быть отнесены на конкретную подпрограмму в рамках федеральной целевой программы.
Расходы на финансирование объектов федеральной адресной инвестиционной программы подлежит отражать по соответствующим разделам (подразделам) в соответствии с отраслевой принадлежностью, а не в подразделах другие вопросы в соответствующих сферах деятельности.
Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы функциональной классификации.
Раздел 0100 "Общегосударственные вопросы" предусматривает 15 подразделов.
По указанному разделу отражаются расходы на функционирование главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы администрации муниципального образования, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, бюджетные ассигнования по резервным фондам, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.
По подразделу 0101 "Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации" отражаются расходы на содержание Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Полномочных представителей Президента Российской Федерации, их заместителей в федеральных округах и соответствующих аппаратов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и его аппарата, аппарата Управления делами Президента Российской Федерации, обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж, выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским Судом по правам человека.