Федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (далее - Программа) направлена на преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (далее - радиационные катастрофы и инциденты).
Радиационные катастрофы и инциденты вызвали появление комплекса проблем, требующих решения на федеральном уровне.
В 1949-1956, 1957 и 1967 годах радиоактивному загрязнению подверглись около 23,5 тыс.кв.км территорий Уральского региона. Были изъяты из землепользования 119 тыс.гектаров земель и переселены из радиоактивно загрязненных населенных пунктов в другие районы 18,5 тыс. человек.
Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года были загрязнены более 56 тыс.кв.км территорий, входящих ныне в состав территории Российской Федерации, в том числе около 2 млн.гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн.гектаров земель лесного фонда. На указанных территориях проживали около 3 млн.человек, из них более 52 тыс.человек были переселены в организованном порядке или переселились самостоятельно. В ликвидации последствий аварии приняли участие более 200 тыс.человек.
Воздействие радиации на население Алтайского края и Республики Алтай вызвано испытаниями ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949-1962 годах.
Последствия радиационных катастроф и инцидентов явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в изменении медико-демографической ситуации в Челябинской, Свердловской, Курганской, Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, Алтайском крае и Республике Алтай.
В Российской Федерации начиная с 1991 года государственная политика в области преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов осуществляется на законодательном уровне.
Необходимость применения программно-целевого метода при решении данной проблемы обусловлена ее комплексностью, характеризующейся взаимосвязанностью и сложностью задач в области защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф и инцидентов (далее - подвергшиеся радиационному воздействию граждане), а также социально-экономической реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие радиационных катастроф и инцидентов (далее - загрязненные территории).
На реализацию ряда федеральных целевых программ в 1992-2001 годах из федерального бюджета было выделено 3895 млн.рублей капитальных вложений и 534 млн.рублей по статье прочие нужды (в ценах соответствующих лет). Кроме того, на эти цели выделялись средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Одним из приоритетных направлений реализации указанных программ являлось оказание государственной поддержки в целях реабилитации загрязненных территорий и их социально-экономического развития. Основным мероприятием по данному направлению было строительство объектов социальной сферы.
За указанный период были введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1791,6 тыс.кв.метров, дошкольные учреждения на 4535 мест, общеобразовательные школы на 30787 ученических мест, больницы на 3754 койки, поликлиники на 5471 посещение в смену, клубы и дома культуры на 3960 мест, газовые сети протяженностью 371,4 км. Проведена диспансеризация около 3 млн.подвергшихся радиационному воздействию граждан. В федеральных организациях здравоохранения получили консультативную помощь более 100 тыс.человек, амбулаторное лечение - более 60 тыс.человек, стационарное лечение - более 20 тыс.человек. В организациях здравоохранения субъектов Российской Федерации получили консультативную помощь более 70 тыс.человек, прошли амбулаторное и стационарное лечение около 200 тыс.человек.
Были созданы медико-дозиметрические регистры подвергшихся радиационному воздействию граждан. Регистры функционируют как составная часть Национального радиационно-эпидемиологического регистра (далее - Национальный регистр) и являются информационной основой для оптимизации мер по защите пострадавшего населения и лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов, а также для организации медицинского обслуживания облученных граждан.
К концу 2000 года исследованы на содержание радиоактивных веществ свыше 95 тыс.проб почвы, получена информация об уровнях радиоактивного загрязнения 12 тыс.населенных пунктов, расположенных на территориях 24 субъектов Российской Федерации.
На основе этих обследований подготовлены и в 1993 году изданы карты загрязнения цезием-137, стронцием-90 и плутонием европейской части России (масштаб 1:500000). В 1995 году изданы уточненные карты загрязнения Российской Федерации цезием-137 (масштаб 1:2500000). В 1998 году изданы Атлас радиоактивного загрязнения европейской части России, Белоруссии и Украины после аварии на ЧАЭС и Атлас загрязнения Европы цезием после чернобыльской аварии.
Осуществлены мероприятия по реабилитации территорий, на которых ранее вводились ограничения на потребление продуктов питания местного производства и ведение хозяйственной деятельности, что позволило возвратить в сельскохозяйственный оборот десятки тысяч гектаров земель, возобновить на этих территориях экономическую деятельность. Почти на всех указанных территориях проводилось известкование кислых почв, внесение повышенных доз удобрений, коренное улучшение лугов и пастбищ. Меры, принятые в отношении большинства загрязненных территорий, позволили избежать получения растениеводческой продукции с содержанием радионуклидов свыше установленных нормативов (за исключением наиболее загрязненных районов Брянской и Калужской областей).
В целях обеспечения устойчивого и безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) ведения лесного хозяйства проведено полное обследование и созданы карты-схемы радиоактивного загрязнения земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В Уральском регионе обследовано 80 процентов лесных земель на загрязненных территориях.
Разработана система радиационного мониторинга лесов на загрязненных территориях, радиационного контроля древесины, отпускаемой на корню, и ресурсов побочного лесопользования, заготавливаемых в указанных лесах.
Вместе с тем мероприятия указанных программ были выполнены не в полном объеме, так как их финансирование составило около 12 процентов, что обусловило необходимость разработки и принятия Программы.
При формировании Программы были заложены более реалистичные оценки возможности государственного бюджета и намечены конкретные достижимые цели в части строительства объектов социальной сферы.
В условиях сохранения в среднесрочной перспективе негативного воздействия радиационных факторов одной из важнейших задач в области преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов остается обеспечение необходимого качества жизни населения и условий устойчивого развития загрязненных территорий путем минимизации влияния ограничений по использованию ресурсов, создания необходимого уровня защиты населения и новых возможностей для экономического развития загрязненных территорий.
Программа реализуется в два этапа.
На первом этапе Программа включала в себя подпрограммы "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС", "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк" и "Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Основной причиной невыполнения в полном объеме плановых показателей Программы на первом этапе являлось неисполнение органами исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации обязательств по финансированию капитальных вложений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (соответственно менее 81 и 13 процентов предусмотренного).
Основные результаты выполнения первого этапа Программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме.
Реализация мероприятий Программы на первом этапе выявила:
недостаток фактически выделяемых ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач Программы;
необходимость перераспределения средств на реализацию предусмотренных мероприятий в субъектах Российской Федерации в соответствии с численностью подвергшихся воздействию радиации граждан;
недостаточную эффективность механизмов системы государственного управления, применяемых для решения ключевых задач Программы, в условиях перераспределения функций и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
нецелесообразность выделения подпрограмм, состоящих из однотипных мероприятий.