1.1. Нормативы численности рекомендуются для расчета численности работников юридической службы на предприятиях и в объединениях отраслей промышленности.
1.2. В основу разработки нормативов численности положены следующие данные:
а) фотографии рабочего времени;
б) технические расчеты;
в) данные оперативного учета и отчетности;
г) результаты анализа трудовых процессов в целях рационализации приемов и методов труда и организации рабочих мест.
1.3. При разработке сборника использованы следующие материалы: Нормирование труда служащих. Методические рекомендации (М., НИИ труда, 1979 г.);
Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве (М., Экономика, 1987 г.);
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, выпуск 1 (М., Экономика, 1987 г.);
Определение численности служащих производственных объединений (комбинатов) и предприятий (М., НИИ труда, 1980 г.);
Нормативные акты, регламентирующие деятельность юридической службы в народном хозяйстве.
1.4. Нормативы численности установлены по видам работ, исходя из годового объема их выполнения.
1.5. Нормативы разработаны на явочную численность. Списочная численность работников юридической службы рассчитывается на месте.
Числовые значения факторов, указанных в таблицах нормативов численности, определяются как среднегодовые величины за год.
1.6. При расчете нормативов численности учтены затраты времени на подготовительно-заключительные работы, отдых (включая физкультпаузы) и личные потребности.
1.7. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать включительно.
1.8. Если работники юридической службы по роду деятельности или специфике условий производства не выполняют отдельные виды работ, указанные в сборнике, то при расчете общей численности предусмотренная на выполнение этих видов работ численность не учитывается.
1.9. Основными видами работ, на которые разработаны нормативы численности, являются: планирование работы; систематизированный учет и хранение нормативных актов; обеспечение социалистической законности, контроль за своевременным принятием мер по протестам и представлениям прокуратуры, частным определениям суда и материалам органов Госарбитража; контроль за работой по подготовке и заключению хозяйственных договоров; рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам; контроль за выполнением договорных обязательств; обеспечение правовыми средствами качества продукции; организация и ведение претензионной работы; организация и ведение исковой работы; обеспечение сохранности социалистической собственности; обеспечение правильного применения на предприятиях трудового, жилищного, пенсионного и иного законодательства; пропаганда советского законодательства, организация на предприятии юридического всеобуча; методическое руководство правовой работой в структурных единицах, входящих в состав объединений и подчиненных объединению предприятиях; организация правового обеспечения реализации принципов хозяйственного расчета и самофинансирования; организация применения законодательства и правовых средств в процессе освоения и внедрения научно-технических разработок.
1.10. При определении численности работников юридической службы следует учитывать работы, не предусмотренные сборником, величина которых составляет 10% от трудоемкости работ, предусмотренных сборником.
Нормативы численности работников юридической службы на предприятиях определяются по формуле:
Ч = Ч x К,
общ н
где Ч - суммарная численность, предусмотренная сборником,
н
которая определяется по формуле:
Ч = Ч + Ч + ... + Ч ,
н 1 2 п
где Ч , Ч , ..., Ч - нормативы численности, предусмотренные
1 2 п
сборником на выполнение конкретного вида работы;
К - коэффициент, учитывающий затраты труда на выполнение работ, не предусмотренных в нормативной части сборника (К = 1,1).
Пример определения численности юридической службы объединения (предприятия) приведен в Приложении.
1.11. Канцелярские, машинописные и библиотечные работы нормируются по соответствующим сборникам.