Действующий

По вопросу регистрации органов государственной власти субъектов Российской Федерации в ЕГРЮЛ

Приложение
письмо
Администрации Тамбовской области
от 21 сентября 2006 года N 1.1-01/1723


В процессе оптимизации структуры органов исполнительной власти области, проводимой в рамках административной реформы, выявилась одна из существенных проблем, разрешение которой невозможно на уровне субъекта Российской Федерации. Заключается она в следующем:

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации" устанавливает, что органы государственной власти обладают правами юридического лица. При этом указанный Закон не требует регистрации органов государственной власти в едином государственном реестре юридических лиц. Не установлено таких требований и Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Вместе с тем органы государственной власти, как налогоплательщики, обязаны встать на налоговый учет. Статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. Однако "государственный орган" и "организация" понятия не тождественные. Государственный орган не является юридическим лицом в значении, определенном Гражданским кодексом РФ и не имеет организационно-правовой формы.

На основании упомянутой статьи Налогового кодекса РФ налоговые органы, по существу, вынуждают органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрироваться в едином государственном реестре юридических лиц, и притом в качестве учреждений, что противоречит их правовой природе.

В данном случае из-за отсутствия законодательного регулирования по указанной проблеме налоговыми органами смешаны понятия учета налогоплательщиков и государственной регистрации юридических лиц.

Однако и разрешение проблемы регистрации государственных органов по аналогии с органами местного самоуправления, на наш взгляд, неверно.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.41) устанавливает, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Статусом юридического лица могут наделяться и органы местной администрации, которые, по существу, являются ее структурными подразделениями. А обладая таким статусом, должны, видимо, зарегистрироваться как учреждения.

Как уже отмечалось, между органом и учреждением имеются различия, которые очевидны, и перечислять их, на наш взгляд, нет необходимости. Хотелось бы только отметить, что пора законодательным путем определить понятие "орган". Назрела также потребность наряду с юридическими лицами частного права выделить особую группу юридических лиц публичного права и законодательно определиться с порядком их регистрации.

Необходимость решения на федеральном уровне указанных вопросов приобретает практическое значение для успешного реформирования местного самоуправления и проведения административной реформы в субъектах Российской Федерации.

Глава
администрации области
О.И Бетин


Текст документа сверен по:

рассылка