Недействующий

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации"


В условиях сохранения угрозы терроризма, активной деятельности организованных преступных групп, высокого уровня общеуголовной преступности особую актуальность приобретает задача обеспечения безопасности магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть, нефтепродукты, газ и другую продукцию. Анализ криминальной ситуации в этой сфере свидетельствует о необходимости реализовать комплекс дополнительных мер, прежде всего, законодательного характера, направленных на усиление защищенности нефтепроводов, нефтепродуктопроводов от преступных посягательств.

В настоящее время наибольшую опасность представляют получившие распространение хищения нефти и нефтепродуктов с помощью несанкционированные врезок в трубопроводы, а также из вдоль трассовых технологических устройств. За большинством преступлений этой категории стоят организованные преступные формирования, располагающие разветвленными коррупционными связями, группами охранения, высококлассными специалистами по изготовлению врезок, автотранспортом, приспособленным для перевозки нефти, а также устойчивыми каналами сбыта похищенной нефти.

В результате расхищаются значительные объемы сырьевых и топливных ресурсов стратегического назначения, что подрывает экономическую безопасность государства, наносит существенный ущерб нефтяным и трубопроводным компаниям. Кроме того, каждое из подобных преступлений многократно повышает опасность либо становится непосредственной причиной аварий и взрывов, сопровождаемых гибелью людей, загрязнением окружающей среды с тяжелейшими последствиями для окружающей среды.

Например, действия преступников, изготовивших в Самарской области на 238,9 км магистрального нефтепровода "Альметьевск-Куйбышев" врезку, стали причиной произошедшего 12.10.04 г. разлива нефти и загрязнения р. Падовка на протяжении 3 км вниз по течению, что причинило ущерб в размере 3 млн. 100 тыс. рублей. В апреле прошлого года в Самарской области изготовление криминальной врезки на 93,4 км магистрального нефтепровода "Куйбышев-Лисичанск" привело к разливу 86 тонн нефти, а понесенный ущерб, основную часть которого составили расходы на устранение загрязнения почвы, достиг 2 млн. рублей. В сентябре 2004 г. в Краснодарском крае на 157,7 км магистрального нефтепровода "Тихорецк-Туапсе" проезжавшей автомашиной был поврежден отвод от несанкционированной врезки, что привело к выходу нефти и загрязнению почвы на площади 2,5 тыс. кв. метров, а затраты на восстановительные работы, в т.ч. строительство временной земляной дамбы, сбор и утилизацию разлитой нефти и замазученного грунта, составили 2,5 млн. рублей.

Направленность умысла преступников преимущественно на хищение нефти либо продуктов ее переработки не исключает ошибочных врезок в газопроводы, которые нередко расположены на незначительном расстоянии от нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В подобных случаях вероятность взрыва многократно возрастает, что может привести к крупномасштабной аварии на всех трубопроводах, расположенных в непосредственной близости от места преступления.

Аналогичные по тяжести последствия могут стать итогом повреждений линий электропередач, устройств дистанционного управления запорной арматурой, установок электрохимической защиты, средств связи, автоматики и сигнализации, другого оборудования трубопроводов при кражах кабеля, проводов, деталей и компонентов вдоль трассовых сооружений. В частности, нарушение электроснабжения в результате кражи проводов не позволит своевременно включить задвижку и остановить перекачку нефти в случае повреждения трубопровода, что неминуемо приведет к разливу нефти и причинению значительного ущерба окружающей среде.

Отмечается не только повышение активности криминальных группировок, занимающихся хищениями нефти из магистральных трубопроводов, но и нарастание дерзости преступных действий. При проведении охранных мероприятий на линейной части магистральных трубопроводов сотрудники служб безопасности дочерних обществ компании регулярно сталкиваются с открытым, в том числе вооруженным противодействием криминальных структур. Участились попытки их представителей путем шантажа и угроз склонить сотрудников служб безопасности к соучастию в кражах нефти либо отказу от активных действий по пресечению этих преступлений. Зафиксированы случаи, когда преступники, пытаясь избежать задержания, направляли используемый ими для перевозки похищенной нефти автотранспорт на охранников, создавая реальную угрозу их жизни и здоровью, либо блокировали автотранспорт охранников своими автомашинами.

Представляется, что в условиях сохранения высоких внешних и внутренних цен на сырую нефть и продукты ее переработки, масштабы криминального нефтяного бизнеса, а, следовательно, количество попыток хищений нефти из магистральных нефтепроводов будут увеличиваться.

Вместе с тем действующее уголовное законодательство не содержит норм, адекватных высокой степени общественной опасности преступлений и других противоправных деяний, совершаемых на объектах нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Более того, изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом N 133-ФЗ от 31.10.2002 г., отнесли кражи транспортируемой продукции из трубопроводов к категории преступлений средней тяжести и приравняли их к "карманным" кражам.

Отсутствуют действенные уголовно-правовые средства борьбы с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при хранении и переработке нефти и нефтепродуктов, хотя подобные противоправные действия являются неотъемлемой составляющей деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на хищениях и незаконном обороте углеводородного сырья.

При этом привлечь участников подобных действий к уголовной ответственности, например, по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное предпринимательство) крайне затруднительно, поскольку в большинстве случаев операции с добытыми преступным путем нефтью и нефтепродуктами осуществляются ими наряду с легальной коммерческой деятельностью, кроме того, не всегда представляется возможным установить и доказать предусмотренные диспозицией этой статьи размеры извлеченного дохода.

Предлагаемые изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации призваны повысить уровень безопасности функционирования трубопроводного транспорта, устранить дисбаланс в оценке степени общественной опасности преступных посягательств на объекты нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, предоставить правоохранительным органам эффективные правовые инструменты для предупреждения и пресечения этих преступлений.