Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

     
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 октября 2006 года N 78-Г06-36


[В удовлетворении заявления о признании частично недействующей ст.14 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" отказано, т.к. доплата к пенсии государственным служащим Санкт-Петербурга является правом, а не обязанностью субъекта РФ, устанавливается им самостоятельно из средств субъекта РФ и является добавкой к государственной пенсии, в связи с чем ее предоставление только тем лицам, которые были уволены с государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 91-9]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего В.Н.Пирожкова, судей Г.В.Макарова, А.В.Харланова рассмотрела в судебном заседании от 25 октября 2006 года дело по заявлению Соколовой Зинаиды Степановны, Догадовой Людмилы Николаевны, Бобровой Татьяны Ивановны, Малышевой Антонины Андреевны, Вайник Ольги Липовны, Черчесовой Раисы Хасьяновны, Ештакина Валентина Валентиновича о признании частично недействующей ст.14 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" по кассационной жалобе (первоначальной и дополнительной) Соколовой З.С. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2006 года, которым в удовлетворении указанного заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.Макарова, объяснения Ештакина В.В., его и других заявителей представителя - Гончаровой С.П., а также представителя Губернатора Санкт-Петербурга - Бабкиной И.И., считавшей решение суда правильным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия

установила:

Заявители обратились в суд с указанным выше заявлением, мотивируя его тем, что 30 июля 2005 года* Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга", который был подписан Губернатором Санкт-Петербурга 1 июля 2005 года и официально опубликован 5 июля 2005 года. В соответствии с п.1 ст.14 данного закона лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, замещавшие должности и уволенные с государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 91-9 "Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга", имеют право на получение ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности), предусмотренные настоящей статьей, в случае увольнения с гражданской службы по одному из оснований, перечисленных в данной статье Закона Санкт-Петербурга. Заявители, замещавшие должности в государственных органах Санкт-Петербурга (Ленинграда) и уволенные до 1995 года, считают, что указание в оспариваемой ими статье о праве на доплату только в отношении лиц, которые уволены с государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 91-9 противоречит п.11 ч.1 ст.52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которому гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение государственных служащих в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и который не ставит право государственных служащих на получение доплат к пенсии за выслугу лет в зависимость от времени увольнения государственных служащих. При этом отмечают, что оспариваемая ими норма закона лишает их и других государственных служащих Санкт-Петербурга права на получение доплат, что нарушает их конституционное право на пенсионное обеспечение, принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, установленный ст.4 Закона ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и конституционный принцип равенства граждан перед законом. Указывают также, что ранее аналогичное положение содержалось в п.1 ст.30 Закона Санкт-Петербурга от 29.06.2000 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга и государственных служащих Санкт-Петербурга", которое постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 06.06.2002 было признано не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга. Законом Санкт-Петербурга от 06.04.2005 N 144-19 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга и государственных служащих Санкт-Петербурга" было предоставлено право на получение доплаты к пенсиям лицам, уволенным с государственной службы до 1 июля 1995 года, то есть до вступления в силу названного выше Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 91-9, а следовательно, обжалуемый ими Закон Санкт-Петербурга ухудшил их положение.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: " 30 июня 2005 года" - Примечание "КОДЕКС".


По делу постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебного решения суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.

Применительно к обстоятельствам данного дела и из оспариваемого закона Санкт-Петербурга следует, что право на получение ежемесячных доплат трудовой пенсии обеспечивается из средств бюджета Санкт-Петербурга на условиях и в порядке, определяемых федеральным законодательством и законами Санкт-Петербурга, из чего следует, что доплата к пенсии установлена исключительно самим субъектом Российской Федерации, и производится за счет средств его бюджета. Доплата к пенсии государственным служащим Санкт-Петербурга является правом, а не обязанностью субъекта РФ, устанавливается им самостоятельно из средств субъекта РФ и является добавкой к государственной пенсии, в связи с чем ее предоставление только тем лицам, которые были уволены с государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 91-9 является правом субъекта, так как в Российской Федерации до настоящего времени не принято федерального закона, который регулировал бы вопросы предоставления социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации.

Довод о том, что заявители, занимавшие должности в государственном аппарате Санкт-Петербурга будут поставлены в неравное, ухудшенное положение по сравнению с другими государственными служащими, уволенными после указанной даты, правильно признан судом несостоятельным, так как исходя из положений п.2 ст.10 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ст.8 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", заявители на время увольнения не замещали должности государственной гражданской службы, учрежденные законами или иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга и не являются государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга.

Делая вывод о том, что заявители не имели статуса государственных служащих Санкт-Петербурга, суд правильно учел, что правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих были установлены Федеральным законом от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации", утратившим свое действие в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации". В силу ст.ст.1, 3 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственным служащим признавался гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы, то есть по государственной должности категории "Б" или "В", включенной в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" был утвержден Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих. В п.4 названного Указа Президента РФ субъектам Российской Федерации было рекомендовано утвердить реестры государственных должностей государственных служащих субъектов Российской Федерации. Во исполнение указанной рекомендации Президента Российской Федерации 28 июня 1995 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга "Об утверждении реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга", вступивший в силу с 1 июля 1995 года, которым впервые были учреждены государственные должности органов государственной власти Санкт-Петербурга. Таким образом, увольнение с государственной должности органов государственной власти Санкт-Петербурга стало возможным только после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга "Об утверждении реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга", то есть с 1 июля 1995 года, а следовательно, лица, уволенные из органов государственной власти Санкт-Петербурга до 1995 года, не могут считаться государственными служащими Санкт-Петербурга.

Довод кассационной жалобы о том, что оспоренным положением Закона Санкт-Петербурга нарушаются конституционное право заявителей на пенсионное обеспечение, является несостоятельным, поскольку отсутствие у заявителей права на получение установленных ст.14 Закона Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" ежемесячных доплат к пенсии не означает, что они лишены государственного пенсионного обеспечения и тем самым нарушаются их пенсионные права, поскольку их пенсионное обеспечение осуществляется в общем порядке, то есть в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Довод о том, что ранее существовавшими законами Санкт-Петербурга заявителям предоставлялась возможность по оформлению доплаты к пенсии не может служить основанием к отмене судебного решения, поскольку по своей правовой природе право государственного служащего субъекта Российской Федерации на ежемесячную доплату к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной законом субъекта Российской Федерации. Устанавливать такого рода дополнительные выплаты субъект Российской Федерации вправе лишь при возможности финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных выплат. Таким образом, субъект вправе изменить или отменить размер и условия ежемесячных выплат с учетом своих финансовых возможностей.

Требование о признании недействующим в части указанного закона с ссылкой на то, что последний противоречит ст.7 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2004 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"**, в которой определено, что условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления, не указывает на ошибочность решения суда, так как указанное положение федерального закона является отсылочной нормой. Вывод суда основан на исследованных материалах, мотивирован и соответствует действующему законодательству. Нарушений норм материального права судом не допущено. Вывод суда о том, что установление дополнительных гарантий является правом субъекта РФ, является правильным.

________________

** Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "ст.7 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - Примечание "КОДЕКС".


Руководствуясь ст.361, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2006 года оставить без изменения, а  кассационную жалобу Соколовой З.С. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Н.Пирожков

Судьи
Г.В.Макаров
А.В.Харланов




Текст документа сверен по:

рассылка