МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 17 марта 2006 года
Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и
подведомственных федеральных служб за 2005 год и задачах на 2006 год
В 2005 году Министерством юстиции Российской Федерации целенаправленно и последовательно решались задачи в установленной сфере деятельности.
Работа центрального аппарата, территориальных органов и учреждений Минюста России, подведомственных ему федеральных служб была сосредоточена на реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, осуществлении комплекса мер по решению задач Министерства, определенных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В отчетном периоде деятельность Минюста России осуществлялась в соответствии с обновленными функциями и полномочиями. В основном выполнены задачи по организации эффективной работы Министерства юстиции Российской Федерации, координации и контролю деятельности созданных Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы. Завершается формирование ведомственной нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность подведомственных федеральных служб.
В ходе административной реформы проведены качественные изменения в организации работы самого Министерства, повысилась эффективность управления, прежде всего, за счет оптимизации структуры центрального аппарата.
Одним из важнейших направлений работы Минюста России в 2005 году была законопроектная деятельность. При этом особое внимание уделялось правовому обеспечению приоритетных направлений внутренней и внешней политики страны, в том числе содержащихся в посланиях Президента Российской Федерации.
Минюст России активно участвовал в работе по правовому обеспечению реализации Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Подготовлены изданные Правительством Российской Федерации постановления, касающиеся порядка взаимодействия членов Общественной палаты Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти при решении наиболее важных вопросов в жизни государства.
Подготовлен проект доклада Президенту Российской Федерации по внесению комплексных изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты, концепция которых затронута Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
За прошедший год в соответствии с планами законопроектной деятельности Правительства, Минюста России и по поручениям Президента и Правительства Российской Федерации Министерством разработано 23 законопроекта.
Своевременно приняты меры по методическому обеспечению законопроектной деятельности преобразованных федеральных органов исполнительной власти. Осуществлялся постоянный контроль за ходом исполнения федеральными органами исполнительной власти Плана законопроектной деятельности Правительства на 2005 год, что позволило более чем в два раза по сравнению с 2004 годом повысить уровень реализации плановых законопроектных работ. Министерство активно обеспечивало формирование позиции Правительства Российской Федерации по законопроектам, рассматриваемым в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. При этом из 658 законопроектов, рассмотренных Государственной Думой в 2005 году, Минюст России являлся ответственным федеральным органом исполнительной власти по 148 законопроектам. Структурными подразделениями Министерства подготовлено более трех тысяч проектов официальных отзывов, заключений и поправок Правительства Российской Федерации по законопроектам иных субъектов права законодательной инициативы.
Минюстом России проведена большая работа по формированию плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2006 год, что впервые позволило утвердить его до наступления планируемого периода.
Сформирован и утвержден план подготовки Министерством 17 законопроектов на 2006 год.
В то же время необходимо обеспечить согласованность и последовательность действий при подготовке законопроектов и нормативных актов, усилить координацию законопроектной деятельности федеральных органов исполнительной власти, ее методическое руководство.
В прошедшем году осуществлена экспертиза более 40 тыс.нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В результате принятых мер количество незаконных актов, от общего количества действующих, уменьшилось до 1% (в 1999 году - 33%). В Федеральный регистр включено более 235 тыс.нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
С 1 сентября 2005 года территориальные органы Минюста России приступили к государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации. Зарегистрировано более 23 тыс.уставов муниципальных образований, отказано в регистрации 747 уставов в связи с выявленными в них несоответствиями федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации.
В 2005 году на государственную регистрацию поступило 1742 ведомственных нормативных правовых акта (на 39,6% больше, чем в 2004 году), из которых зарегистрировано - 1083. Всего с начала государственной регистрации зарегистрировано более 7600 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Минюстом России принимались меры, направленные на повышение эффективности государственного экспертного обеспечения деятельности правоохранительных органов и судов. Судебно-экспертные учреждения Минюста России в 2005 году выполнили более 270 тыс.экспертиз и экспертных исследований. закон
В тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти последовательно реализовывалась государственная политика в области юстиции на международной арене, развивалось сотрудничество с иностранными государствами и международными организациями в правовой сфере. Проведено более 40 различных международных мероприятий.
В 2005 году по линии Минюста России подписаны 4 международных договора по вопросам оказания правовой помощи, 6 межправительственных соглашений в области взаимной охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.
В порядке договорной инициативы подготовлены и направлены в 14 государств 23 проекта международных договоров по различным аспектам правовой помощи.
В течение прошедшего года успешно реализовывалась одобренная Президентом Российской Федерации инициатива Минюста России по укреплению договорного режима европейского сотрудничества в уголовно-правовой сфере. В частности, была принята соответствующая резолюция 26-й Конференции европейских министров юстиции, подготовлен и направлен в Совет Европы проект третьего дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче 1957 года.
Вместе с тем требуется усилить внимание к работе по исполнению международных документов, поступающих в территориальные органы Министерства. Необходимо разработать механизм, направленный на повышение эффективности деятельности в сфере международного сотрудничества.
В новых условиях работы особую актуальность приобретают вопросы исполнительской дисциплины на всех уровнях управления - в центральном аппарате, в органах и учреждениях Министерства. Необходимо повысить персональную ответственность должностных лиц за выполнение задач в установленные сроки.
Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний проводилась работа по защите прав человека в местах лишения свободы, совершенствованию организации деятельности уголовно-исполнительной системы.
Принимались меры по приведению действующего законодательства в соответствие с международными требованиями обращения с заключенными под стражу, совершенствовалось нормативное правовое обеспечение прав и законных интересов лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Введено в эксплуатацию более восьми тысяч дополнительных мест, увеличены нормы питания и вещевого довольствия, количество лицензированных медицинских подразделений доведено до 70% от необходимого. Проделан большой объем работы по приему следственных изоляторов ФСБ России.
В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2005 года обеспечивается исполнение наказания в виде обязательных работ.
Вместе с тем в уголовно-исполнительной системе имеется ряд проблем и нерешенных вопросов.
Осуществленные в 2005 году проверки показали, что в ряде случаев правонарушения среди спецконтингента, дезорганизация деятельности учреждений, а также произошедшие в ряде учреждений УИС чрезвычайные ситуации были спровоцированы ущемлением прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Нередко осужденные, лица, заключенные под стражу, не могут реализовать право на обращение с письмами, жалобами и заявлениями в вышестоящие инстанции в предусмотренном законодательством порядке.
Не всегда соблюдаются права на обеспечение условий размещения подозреваемых и обвиняемых, медицинское обслуживание, обеспечение осужденных трудом, а также предоставление им иных социальных гарантий.
В следственных изоляторах 51 субъекта Российской Федерации нормы жилой площади на одного человека не выдерживаются.
Минюстом России осуществлялись целенаправленные мероприятия по повышению эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов, проводилась работа по нормативному правовому регулированию, осуществлялся контроль за устранением недостатков в сфере исполнительного производства.
Сокращается количество исполнительных производств, оконченных с нарушением установленных сроков, а также невозможностью взыскания. Снизилось количество удовлетворенных судами жалоб на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей.
Для укрепления международного сотрудничества в сфере исполнительного производства проведено заседание руководителей органов юстиции и исполнения судебных решений государств - участников Содружества Независимых Государств и принято решение о создании Координационного Совета.
Вместе с тем в силу ряда причин в Федеральной службе судебных приставов недостаточно эффективно организована работа по исполнению решений судов по алиментным обязательствам и задолженности по зарплате.
В работе руководителей Службы имеют место серьезные недостатки и упущения в подборе и расстановке кадров. Актуальной проблемой остается предупреждение коррупции.
Одним из важных направлений в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации является работа по закреплению полномочий в сфере адвокатуры и нотариата, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий, контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Издано 22 нормативных правовых акта Минюста России, направленных в том числе на закрепление за Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами правоприменительных функций и функций по контролю и надзору.
По инициативе Минюста России, поддержанной Президентом Российской Федерации, организовано проведение эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Предложения о реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам в конце года будут представлены Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
В то же время требуют устранения имеющиеся недостатки в деятельности Службы, в том числе в сфере государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.
В 2006 году перед Министерством юстиции Российской Федерации, его территориальными органами, учреждениями и подведомственными федеральными службами стоят задачи по закреплению достигнутых результатов и повышению качественных показателей, эффективности работы в установленной сфере деятельности.
Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации, решила:
1. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Минюста России, территориальных органов, учреждений и подведомственных федеральных служб рассматривать участие в законопроектной работе как важнейшее направление деятельности Министерства по разработке общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности, уделяя особое внимание мониторингу правового обеспечения мероприятий, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов. Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), а также на борьбу с коррупцией и терроризмом.
2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Минюста России, главных управлений Минюста России по федеральным округам, федеральных служб, подведомственных Минюсту России:
2.1. В целях закрепления и дальнейшего развития положительных тенденций в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб по осуществлению возложенных на них функций обсудить на заседаниях координационных советов, коллегий и служебных совещаниях с учетом решения коллегии Минюста России имеющиеся проблемы и выработать меры по устранению недостатков, скорректировать планы работы.
2.2. Обеспечить согласованный режим взаимодействия главных управлений Минюста России по федеральным округам и территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб с целью эффективного решения стоящих перед Министерством и федеральными службами задач.
2.3. В целях повышения качества работы продолжить конструктивное взаимодействие с судами, прокуратурой, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, аккумулируя силы и средства на конкретных направлениях деятельности.
3. Департаменту государственной политики в сфере федеральной юстиции (Сердюк О.В.):
3.1. В первом полугодии 2006 года совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата Минюста России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти выработать предложения о порядке организации мониторинга законодательства.
3.2. Совместно с Департаментом ресурсного обеспечения (Лопатин Г.Б.), структурными подразделениями центрального аппарата Министерства в срок до 1 мая 2006 года разработать и представить предложения по вопросам организации финансирования законопроектных работ в Минюсте России и их научно-исследовательского и информационно-технологического обеспечения.
3.3. В третьем квартале 2006 года подготовить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (о создании, и ведении регистра муниципальных правовых актов органов местного самоуправления) и обеспечить его внесение в Правительство Российской Федерации.
3.4. Провести в ноябре 2006 года совещание руководителей юридических служб федеральных органов исполнительной власти по вопросам ведомственного нормотворчества.
3.5. Во втором полугодии 2006 года совместно с Российской правовой академией Минюста России (Звечаровский И.Э.) организовать курсы повышения квалификации государственных служащих территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам регистрации уставов муниципальных образований и ведения государственного реестра муниципальных образований, а также по ведению Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
4. Департаменту международного права и сотрудничества (Карапетян С.А.):
4.1. Совместно с Департаментом конституционного законодательства и законодательства о безопасности (Сидоренко Е.Н.) и подведомственными федеральными службами принять меры по дальнейшему расширению и модернизации договорно-правовой базы в области межгосударственных отношений, и в первую очередь на нарко- и терророопасных для Российской Федерации направлениях.
4.2. Организовать и провести в апреле 2006 года первое заседание Совета министров юстиции при Интеграционном Комитете государств - членов Содружества Независимых Государств.
4.3. Совместно с Советом Европы организовать и провести в ноябре 2006 года международную конференцию на тему: "Совершенствование европейского сотрудничества в уголовно-правовой сфере".
4.4. Активизировать работу:
- по подготовке к подписанию проектов международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами в области оказания правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам;
- по обеспечению внесения в 2006 году совместно с МИДом России в Правительство Российской Федерации и дальнейшему сопровождению в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о ратификации: заключенных в рамках Совета Европы Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 года и Дополнительного протокола к ней 1997 года, заключенных в рамках СНГ Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года.
4.5. Организовать работу по обеспечению взаимодействия и координации деятельности структурных подразделений и территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб при выполнении международных обязательств Российской Федерации в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 242 "Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации".
4.6. Совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства обеспечить в 2006 году организационные мероприятия по линии Минюста России, связанные с председательством России в "Группе восьми".
4.7. Совместно с Федеральной службой исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) обеспечить в соответствии с установленным порядком взаимодействие при рассмотрении вопросов передачи осужденных в государства, гражданами которых они являются, и при подготовке проектов распоряжений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
4.8. Совместно с Федеральной службой исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) и заинтересованными федеральными органами государственной власти продолжить работу по взаимодействию с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, представителями Совета Европы, ООН и международными правозащитными организациями.
4.9. Продолжить работу по продвижению в рамках Совета Европы российской инициативы по укреплению договорного режима европейского сотрудничества в уголовно-правовой сфере.
5. Департаменту конституционного законодательства и законодательства о безопасности (Сидоренко Е.Н.):
5.1. Совместно с Департаментом правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб (Морин А.Е.) и Федеральной регистрационной службой (Мовчан С.Н.) разработать законопроект о миссионерской деятельности и до 1 сентября 2006 года направить его в Правительство Российской Федерации для внесения в Государственную Думу.
5.2. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти организовать в первом полугодии 2006 года разработку проекта федерального закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части приведения отдельных уголовно-правовых норм об ответственности за терроризм в соответствие с положениями международных договоров Российской Федерации.