Пояснительная записка к проекту Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года

5. Источники финансирования реализации Стратегии


Для реализации Стратегии потребуется за счет всех источников финансирования по реалистическому варианту 1693,9 млрд.руб., в том числе на первом этапе (2007-2008 годы) - 229,5 млрд.руб., на втором этапе (2009-2010 годы) - 345,3 млрд.руб. и на третьем этапе (2011-2015 годы) - 1119,1 млрд.руб.

Источники финансирования - собственные средства предприятий - около 60% и привлеченные средства - около 40%. Собственные средства предприятий будут формироваться как за счет прибыли, так и за счет амортизации примерно в равных долях.

В основе прогноза инвестиций в химический комплекс до 2015 года лежит аналогичный прогноз Минэкономразвития России до 2009 года, а также анализ динамики инвестиций в химической и нефтехимической промышленности в 2000-2005 годах, на основе которых определены пропорции источников финансирования. Оценка потребности в инвестициях до 2015 года базируется на необходимости полного технического перевооружения имеющегося производственного потенциала химического комплекса в соответствии с установившимся в мировой практике жизненным циклом химического оборудования, обеспечивающим поддержание конкурентоспособности предприятий на современном рынке химической продукции.

Отсутствие инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, связано с концентрацией значительной части предприятий в рамках холдинговых структур, способных обеспечивать развитие производства за счет собственных и привлеченных средств.

Государственная поддержка необходима в следующих случаях:

государственное инвестирование в крупные проекты, в части подготовки необходимой инфраструктуры, в том числе решения проблемы строительства портов на российской территории с последующей передачей акций на вложенной капитал в собственность государству;

создание равных условий на внутреннем рынке для предприятий и организаций всех форм собственности, в том числе с участием иностранного капитала;

переход на единый тариф грузовых перевозок;

участие государства по поддержке выпуска специальной химической продукции, необходимой для интересов оборонного комплекса;

государственная поддержка академической, вузовской и отраслевой науки на стадии проведения приоритетных научных исследований и конструкторских разработок, создания пилотных установок и опытных образцов.