Пояснительная записка к проекту Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года

2. Системные проблемы, требующие решения,
ожидаемый результат реализации
Стратегии, критерии и индикаторы


Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N АЖ-П9-188 "О проектах стратегий развития отдельных отраслей" и Методическими рекомендациями Минэкономразвития России по их разработке.

Стратегией предусматривается разработка и реализация ряда целевых программ, отдельных проектов и обеспечивающих (непрограммных) мероприятий, нацеленных на эффективное решение системных социально-экономических проблем, экономической, оборонной и экологической безопасности страны, способствующих созданию долговременных условий для устойчивого развития предприятий химического комплекса и повышение их конкурентоспособности с учетом развития глобальных рынков в условиях открытости экономики.

Стратегия предусматривает решение системных проблем структурного характера, подлежащих решению в приоритетном порядке, определенных в "Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года", таких как:

- технологическое отставание России от ведущих стран мира, низкий уровень значительной части научно-технических разработок, недостаточная инновационная активность российских компаний;

- недостаточное развитие высокотехнологичного сектора российской экономики с точки зрения национальной безопасности и конкурентоспособности экономики;

- недостаточный с точки зрения обеспечения экономики и социальных условий жизни сельского населения уровень развития агропромышленного комплекса страны.

Исходя из общероссийских проблем, в рамках Стратегии развития отрасли решается проблема структурного характера - обеспечение соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу отечественного и внешнего рынков.

Прогнозные расчеты Стратегии проведены по трем вариантам: пессимистическому, реалистическому и оптимистическому.

Пессимистический вариант развития химического комплекса приведет:

- к потере ценовой конкурентоспособности отечественной продукции;

- к вытеснению отечественных производителей с внутреннего и внешнего рынков;

- к невозможности качественного изменения структуры производства в направлении увеличения доли высокотехнологичной продукции;

- к усилению сырьевой направленности экономики;

- к "проеданию" имеющихся национальных богатств в ущерб будущим поколениям, невозможности решения социально-экономических проблем.

Оптимистический вариант связан с большими финансовыми и материальными затратами и ускоренным созданием новых мощностей, которые требуют длительного цикла разработки, проектирования и строительства.

За базовый вариант развития принят реалистический вариант, увязанный по ресурсам и срокам исполнения. В основе его заложено инновационное развитие отрасли. Объем производства химической и нефтехимической продукции увеличится в 2015 году по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза, в том числе производство полиэтилена - в 1,8 раза, полипропилена - в 2,3 раза, поливинилхлорида - в 1,5 раза, полистирола - 2,7 раза, волокон и нитей химических - в 2,2 раза, шин для грузовых автомобилей - в 1,6 раза, шин для легковых автомобилей - в 1,7 раза, минеральных удобрений - на 26%.

В основу разработки Стратегии положена сбалансированность объемов производства и спроса важнейшей химической продукции на период до 2015 года с учетом тенденций развития и прогноза мирового рынка базовой продукции химического комплекса. При формировании прогноза спроса проведен расчет по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов.

Наиболее известный и распространенный подход к прогнозированию внутреннего спроса заключается в использовании макроэкономических обобщающих параметров развития народного хозяйства в целом, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, отраслей промышленности и домашних хозяйств, которые выступают в качестве потребителей.

Величина конечного спроса рассчитывалась по удельным нормам потребления продукта и технологическим нормам расхода сырья.

Объемы внешнего спроса (экспорта) и поступлений (импорта) на перспективу заданы с помощью индексов изменения объемов поставок, учитывающих тенденции развития мирового рынка.

Для определения емкости внутреннего рынка и ресурсной части в стоимостном выражении использованы внутренние российские цены, для характеристики экспорта и импорта - данные таможенной статистики в рублевом эквиваленте.

Внешняя торговля химического комплекса России определяется следующими факторами:

- ростом мировых цен на химические и нефтехимические продукты в связи с высоким уровнем цен на нефть;

- расширением спроса со стороны внутреннего рынка, прежде всего со стороны строительной индустрии и бытового сектора;

- увеличением протекционистских мер по отношению к российским химическим и нефтехимическим продуктам со стороны ряда стран мира;

- снижением ценовой конкурентоспособности отечественных химических и нефтехимических продуктов из-за инфляции, удорожания товаров и услуг естественных монополий, укрепления курса рубля;

- усилением конкуренции с зарубежными поставщиками на внутреннем и внешнем рынках.

Химическая и нефтехимическая промышленность России является экспортоориентированной: на экспорт поступает до 40% произведенной продукции (в стоимостном выражении), в 2004 году - 9,88 млрд.долл., а в 2005 году - 11,3 млрд.долл. Последние годы для экспорта химической и нефтехимической продукции характерна повышательная тенденция, причем увеличение валютной выручки определяется, главным образом, ростом мировых цен.