Действующий

О направлении обзора правоприменительной практики

Приложение
к письму
ФТС России
от 29 сентября 2006 года N 01-06/34024



1. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД России, если это послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). При этом обязательным условием привлечения лица к административной ответственности является установление субъективной стороны правонарушения.

ООО "О" при таможенном оформлении товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации, в графе 33 таможенной декларации заявило классификационный код товара по ТН ВЭД России - 7907 00 000 0 (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%). Зеленоградской таможней проведена проверка классификации товаров после их выпуска, по результатам которой принято решение об отнесении товара к подсубпозиции 8306 21 000 0 ТН ВЭД России (ставка ввозной таможенной пошлины - 25%). Заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД России послужило основанием для занижения размера таможенных пошлин и налогов. Постановлением Зеленоградской таможни ООО "О" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения ФТС России жалобы ООО "О" установлены следующие обстоятельства.

Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) определяет, что декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (статья 124 ТК РФ). В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 124 ТК РФ к сведениям о товарах относится классификационный код товаров по ТН ВЭД России.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и положений Таможенного тарифа, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830, размер ставки таможенной пошлины напрямую связан с кодом товара, определяемым в соответствии с ТН ВЭД России. Именно классификационный код, а не описание товара определяет размер таможенной пошлины и применяемые к товарам меры нетарифного регулирования. В связи с этим сведения о коде товара по ТН ВЭД России имеют самостоятельное правовое значение и определены законодателем как подлежащие обязательному указанию в таможенной декларации.

Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915, установлено, что в графе 31 таможенной декларации в целях исчисления и взимания таможенных платежей и применения соблюдения запретов и ограничений необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать их для таможенных целей и относить к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД России. Согласно заявленному в таможенной декларации описанию товара его можно однозначно отнести к подсубпозиции ТН ВЭД России 8306 21 000 0.

Довод жалобы ООО "О" об отсутствии события административного правонарушения в связи с тем, что заявление в таможенной декларации кода ТН ВЭД России не было сопряжено с заявлением недостоверных сведений о его количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на классификацию, является несостоятельным, поскольку основывается на положениях статьи 217 ТК РФ в редакции 1993 года, согласно которой классификацию товаров осуществляли таможенные органы. Пунктом 1 статьи 40 действующего ТК РФ предусмотрено, что товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД России. Согласно пункту 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта. Таким образом, ТК РФ однозначно относит последних к лицам, осуществляющим классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России, и возлагает на указанных лиц обязанность определять при декларировании товаров их классификационный код.

Из материалов дела следует, что до момента заполнения и подачи таможенной декларации у ООО "О" имелись сведения о том, что представляет из себя декларируемый товар, из какого материала он сделан и какое напыление нанесено на изделие. В случае неоднозначности толкования отнесения товара в конкретную подсубпозицию и отсутствия опыта в декларировании данного типа товаров, на что указывает в своих показаниях опрошенный в ходе административного расследования менеджер по логистике ООО "О", декларант мог воспользоваться правами, предоставленными статьями 41 и 127 ТК РФ, для определения правильного классификационного кода товаров по ТН ВЭД России. В связи с этим ссылки лица, привлекаемого к административной ответственности, на сведения, указанные в товаросопроводительных документах, оформленных отправителем, как на достаточное основание для определения классификационного кода товара являются необоснованными.

Таким образом, у ООО "О" с учетом нормативных правовых актов, правил толкования ТН ВЭД России, пояснений к ней и полноты сведений о товаре, указанных в графе 31 таможенной декларации, имелась возможность отнести товар к соответствующей товарной позиции.

В ходе подготовки к рассмотрению жалобы Главным управлением товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС России было дано заключение о правомерности вынесения Зеленоградской таможней решения о классификации товаров.

ФТС России принято решение об оставлении постановления Зеленоградской таможни без изменения, жалобы ООО "О" - без удовлетворения.

2. Основными квалифицирующими признаками состава нарушения таможенных правил, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, является недостоверность заявленных в таможенной декларации сведений, а также влияние таких сведений на освобождение от уплаты таможенных платежей или на занижение их размера. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, не повлиявших на уплату таможенных платежей, также как и несогласие таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по указанной статье.

При оформлении ГТД, поданной ООО "В" на ввозимые товары - диоды выпрямительные, транзисторы для бытовой аудиотехники, микросхемы интегральные, электронные микросборки общей стоимостью 6131,73 доллара США, Шереметьевской таможней было принято решение о проведении таможенного досмотра, в результате которого были обнаружены товары, не представленные к таможенному оформлению, а также товары, маркировка которых, по мнению таможенного органа, не соответствовала заявленной.

По результатам проведенной экспертизы по 22 наименованиям товара установлено, что данные о стране происхождения, указанные в инвойсе и в ГТД, не соответствуют действительности.

В связи с этим Шереметьевской таможней было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ (в части не указанных в ГТД товаров) и части 2 статьи 16.2 КоАП РФ (в части товаров, в отношении которых заявлены недостоверные сведения о стране происхождения).

Согласно требованиям приказа ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" ООО "В" при декларировании были представлены все необходимые документы и сведения для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами. Дополнительные документы и сведения для подтверждения правильности определения таможенной стоимости Шереметьевской таможней не запрашивались. Корректировка таможенной стоимости не производилась.

В рамках производства по делу об административном правонарушении отделом контроля таможенной стоимости Шереметьевской таможни была предоставлена информация о ценах за аналогичный товар на внутреннем рынке Российской Федерации. При этом разница между минимальной и максимальной рыночной ценой товара составила от 1,1 до 144 раз. На основании указанной информации отделом таможенных платежей таможни была рассчитана таможенная стоимость всей партии товара, исходя из максимальной стоимости единицы товара на внутреннем рынке. Общая сумма неуплаченных таможенных платежей составила 9301818,1 рубля, а дополнительно подлежала уплате сумма в размере 1001037 рублей.

Постановлением Шереметьевской таможни по делу об административном правонарушении ООО "В" было признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Данное постановление обжаловано генеральным директором ООО "В" в ФТС России. В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее.

Согласно положениям пункта 7 статьи 323 ТК РФ в случаях, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом документы и сведения могут не являться достоверными, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости. Методы определения таможенной стоимости товаров установлены Законом Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон). Согласно статье 24 Закона (в редакции, действовавшей во время подачи ООО "В" ГТД и производства по делу об административном правонарушении), если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20-23 Закона, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики. Однако в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:

а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

б) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

в) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения;

г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.

Таким образом, расчет таможенной стоимости товаров, ввезенных ООО "В", произведен Шереметьевской таможней в нарушение положений Закона, поскольку для определения таможенной стоимости ввозимого товара была использована информация о цене товара на внутреннем рынке Российской Федерации. Следовательно, вывод о занижении размера таможенных платежей сделан таможней необоснованно.

Кроме того, часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность не за занижение размера таможенных платежей, а за заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. Шереметьевской таможней при производстве по делу не установлено, послужило ли заявление ООО "В" в ГТД недостоверных сведений о стране происхождения по 22 наименованиям товара основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров.

Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении наличие в действиях ООО "В" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, Шереметьевской таможней не доказано.

По результатам рассмотрения жалобы постановление Шереметьевской таможни было изменено. Пункт 2 резолютивной части постановления о признании ООО "В" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, исключен, поскольку для принятия решения о наличии в деянии лица признаков данного правонарушения таможенному органу необходимо установить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, которые представлены в таможенный орган для ее подтверждения, а также влияние именно этих сведений (документов) на занижение размера таможенных платежей. При этом определение таможенным органом таможенной стоимости товаров и размера подлежащих уплате таможенных платежей должны производиться в порядке, предусмотренном ТК РФ и Законом.