В настоящее время отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов регулируются Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Со времени введения его в действие накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения. Определились достоинства и недостатки лесного законодательства. Анализ правоприменительной (в том числе судебной) практики показывает, что отдельные нормы Лесного кодекса недостаточно эффективны либо имеют внутренние несоответствия между собой. Учитывая также, что в указанный период значительному изменению подверглись смежные с лесным отрасли законодательства, также регулирующие лесные отношения, возникла необходимость согласования норм Лесного кодекса Российской Федерации с нормами федеральных законов, принятых после введения его в действие.
Разработка и принятие новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации вызваны необходимостью оперативного отражения в лесном законодательстве произошедших в последние годы изменений социально-экономической ситуации в стране, обеспечения согласованного и эффективного государственного управления в области использования, охраны, и воспроизводства лесов, необходимостью создания благоприятного климата для осуществления рационального использования лесных ресурсов в условиях наметившегося экономического роста. При этом, подготовленный проект исходит из бережного отношения к тем нормам действующего лесного законодательства, которые показали свою достаточную эффективность на практике.
Основными элементами лесного законодательства, модифицируемыми в новой редакции Лесного кодекса являются: объекты правового регулирования, права пользования лесными участками, формы собственности на лесные участки, регулирование рационального лесопользования и лесоводства, система государственного управления лесами.
Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков.
Объектами регулируемых отношений в проекте являются леса, произрастающие на землях любых категорий, определенные как природный объект, неотделимо связанный с землей, участки земель лесного фонда, как объект недвижимости, права пользования ими.
Субъектами регулируемых проектом отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Указанные изменения синхронизируют лесное законодательство с земельным и гражданским законодательством. При этом обеспечивается сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов и их восстановление вне зависимости от категории и собственника земель, так как нормы рационального лесопользования и лесоводства распространены на все леса.
Законопроект подготовлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и системообразующими законами Российской Федерации и направлен на реализацию положений статьи 9 Конституции Российской Федерации, установившей возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, а также статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В законопроекте, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществлено последовательное разграничение собственности на лесной фонд, предусматривается юридическое закрепление леса за собственником земельного участка. На момент введения в действие закона леса находятся в федеральной собственности, оборот земель лесного фонда должен регулироваться специальным федеральным законом.
Реализация указанных положений позволит обеспечить рациональное лесопользование и воспроизводство лесов, повысит эффективность использования лесных ресурсов и будет способствовать притоку инвестиций в лесной сектор экономики.
В целях повышения эффективности лесопользования в законопроекте предусматривается прозрачная процедура предоставления прав пользования лесными участками. Основным элементом указанной системы является договор аренды лесных участков, заключаемый на срок до 99 лет в основном по результатам аукциона. Лесные участки предоставляются в аренду для осуществления всех видов лесопользования, кроме запрещенных. Предусмотрено целевое предоставление лесных участков для научно-исследовательских, образовательных целей и учреждений системы исполнения уголовных наказаний.
Для удовлетворения потребностей граждан в дровах для отопления предусмотрен договор продажи деревьев на сруб.
В целях ограничения излишнего администрирования и вмешательства государства в деятельность лесопользователей после предоставления лесных участков в пользование в законопроекте существенно изменены нормы, регулирующие осуществление лесопользования. Все условия пользования лесным участком определяются до выставления лесного участка на аукцион. Особенности лесопользования для лесов различных групп и категорий защитности установлены непосредственно в законопроекте. Предусмотрен переход на заявительный порядок осуществления лесопользования (лесная декларация), исключены не работающие на практике положения о лицензировании деятельности по использованию лесного фонда, а также об обязательной сертификации лесных ресурсов за исключением лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Основной объем регулятивных и контрольных полномочий в отношении управления лесным фондом концентрируется на федеральном уровне. Функции собственника земель лесного фонда осуществляются органами государственной власти в порядке, установленном федеральными законами. Тем самым создается возможность передавать функции по распоряжению земельными участками лесного фонда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по основаниям, установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законопроект, в рамках проводимой в стране административной реформы, исключает возможность дублирования функций федеральных органов исполнительной власти, а также исходит из недопустимости совмещения функций органов государственной власти по принятию нормативных правовых актов с функциями управления лесами и функциями по контролю и надзору за соблюдением лесного законодательства.
Проект закона предусматривает изъятие из сферы ведения органов государственного управления функции ведения лесного хозяйства. Обязанности по ведению лесного хозяйства возлагаются на арендаторов, доверительных управляющих лесных участков и их собственников. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по управлению лесным фондом организует ведение лесного хозяйства лишь на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, не переданных в аренду и доверительное управление гражданам и юридическим лицам, с возложением на них обязанности вести лесное хозяйство.
В законопроекте систематизированы принципы лесного законодательства, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения Конституции Российской Федерации и иных федеральных законов.
Проект новой редакции Лесного кодекса должен обеспечить достижение следующих целей:
экологической - обеспечение устойчивого состояния лесного фонда, улучшение качественных характеристик лесов для выполнения лесами экологических функций;
экономической - создание условий для развития цивилизованного бизнеса в лесном секторе экономики через вовлечение земель лесного фонда в гражданский оборот, создание системы публичных норм рационального лесопользования и лесоводства, повышение эффективности государственного управления в области использования, охраны и воспроизводства лесов и формирование устойчивой лесосырьевой базы;
социальной - обеспечение сохранности и восстановления рекреационного потенциала лесов.
Текст документа сверен по:
рассылка