Действующий

О приведении законодательной и нормативной базы в соответствие с требованиями комплексного сохранения архитектурного наследия

В. Административные меры

Внедрение в жизнь политики по комплексному сохранению памятников, архитектурных ансамблей и достопримечательных мест требует значительного увеличения оперативных возможностей заинтересованных органов власти.

1. Организация служб

Если таковая еще не создана, то следует создать администрацию, отвечающую за защиту культурного наследия, и предоставить ей административный, научный и технический персонал, а также необходимые средства для разработки и применения такой политики.

Действенность подобной администрации была бы значительно выше, если бы она могла воспользоваться советами советников - специалистов по сохранению памятников и опираться на научно-исследовательское учреждение, в задачи которого входило бы усовершенствование методов и техники сохранения, дающее полную гарантию безопасности и которое в целом бы способствовало защите архитектурного наследия путем постоянного прогресса науки и технических методов в этой области.

С помощью таких средств администрация, ответственная за защиту недвижимого культурного наследия, может и должна действовать в тесном сотрудничестве с администрацией, ответственной за благоустройство территории и урбанизацию, а также с местными властями.

Такая кооперация должна существовать как на уровне исследований, так и на уровне принятия решений и их исполнения.

2. Сохранение и планирование

Для каждого архитектурного ансамбля важно выработать программу комплексного сохранения, расписывающую, какие меры необходимо предпринять для обеспечения его сохранности и его интеграции в общественную жизнь. Во многих случаях было бы желательно создать аналогичную программу для памятников и достопримечательных мест.

Программы комплексного сохранения в то же время не могут быть эффективно использованы, если меры, предусмотренные этими службами, не будут частью более общего плана, задуманного на местном или даже региональном уровне.

Для эффективной защиты архитектурного наследия и местностей в рамках планирования необходимо, чтобы в нормативах, касающихся урбанизации, имелись определенные ограничения для вновь возводимых сооружений в части габаритов (высота и коэффициент использования) и типов используемых материалов. Подобная регламентация предотвратит спекуляцию землей и поощрит реконструкцию.

Весьма желательно, чтобы положения по планированию были пересмотрены и дополнены таким образом, чтобы воспрепятствовать избыточной эксплуатации почвы и способствовать реконструкции старых зданий, а не возведению новых на месте старых.

Кроме того, технические нормативы строительства должны стать более гибкими, чтобы позволить выполнение работ по комплексной интеграции.

3. Инвентаризация, карты и планы

Каждое государство - член Совета Европы должно провести инвентаризацию подлежащих защите объектов архитектурного наследия и составить их описи.

Страны, уже обладающие такими описями памятников, должны их дополнить и обнародовать, учитывая новое расширенное понятие архитектурного наследия.

В странах, не располагающих таким документом, необходимо для начала создать временные списки, с перечислением архитектурных ансамблей, памятников и достопримечательных мест, заслуживающих быть под охраной государства.

Кроме того, вокруг последних следует предусмотреть охранную зону, чтобы обеспечить гармоничное развитие новостроек. Памятники, архитектурные ансамбли, достопримечательные места и охранные зоны должны быть нанесены на карты и планы, составленные совместными усилиями органов по охране памятников и службами по благоустройству и урбанизации.

4. Создание корпуса квалифицированных практиков и специальных технических специалистов

Выработка проектов и ведение работ должны быть поручены опытным практикам, сама же работа должна быть поручена квалифицированным специалистам и рабочим.

Особое внимание должно быть уделено образованию молодежи, способной стать сменой, а также образованию ремесленников, обладающих исчезающими методами проведения работ.