Внедрение в жизнь политики по комплексному сохранению памятников, архитектурных ансамблей и достопримечательных мест требует значительного увеличения оперативных возможностей заинтересованных органов власти.
1. Организация служб
Если таковая еще не создана, то следует создать администрацию, отвечающую за защиту культурного наследия, и предоставить ей административный, научный и технический персонал, а также необходимые средства для разработки и применения такой политики.
Действенность подобной администрации была бы значительно выше, если бы она могла воспользоваться советами советников - специалистов по сохранению памятников и опираться на научно-исследовательское учреждение, в задачи которого входило бы усовершенствование методов и техники сохранения, дающее полную гарантию безопасности и которое в целом бы способствовало защите архитектурного наследия путем постоянного прогресса науки и технических методов в этой области.
С помощью таких средств администрация, ответственная за защиту недвижимого культурного наследия, может и должна действовать в тесном сотрудничестве с администрацией, ответственной за благоустройство территории и урбанизацию, а также с местными властями.
Такая кооперация должна существовать как на уровне исследований, так и на уровне принятия решений и их исполнения.
2. Сохранение и планирование
Для каждого архитектурного ансамбля важно выработать программу комплексного сохранения, расписывающую, какие меры необходимо предпринять для обеспечения его сохранности и его интеграции в общественную жизнь. Во многих случаях было бы желательно создать аналогичную программу для памятников и достопримечательных мест.
Программы комплексного сохранения в то же время не могут быть эффективно использованы, если меры, предусмотренные этими службами, не будут частью более общего плана, задуманного на местном или даже региональном уровне.
Для эффективной защиты архитектурного наследия и местностей в рамках планирования необходимо, чтобы в нормативах, касающихся урбанизации, имелись определенные ограничения для вновь возводимых сооружений в части габаритов (высота и коэффициент использования) и типов используемых материалов. Подобная регламентация предотвратит спекуляцию землей и поощрит реконструкцию.
Весьма желательно, чтобы положения по планированию были пересмотрены и дополнены таким образом, чтобы воспрепятствовать избыточной эксплуатации почвы и способствовать реконструкции старых зданий, а не возведению новых на месте старых.
Кроме того, технические нормативы строительства должны стать более гибкими, чтобы позволить выполнение работ по комплексной интеграции.
3. Инвентаризация, карты и планы
Каждое государство - член Совета Европы должно провести инвентаризацию подлежащих защите объектов архитектурного наследия и составить их описи.
Страны, уже обладающие такими описями памятников, должны их дополнить и обнародовать, учитывая новое расширенное понятие архитектурного наследия.
В странах, не располагающих таким документом, необходимо для начала создать временные списки, с перечислением архитектурных ансамблей, памятников и достопримечательных мест, заслуживающих быть под охраной государства.
Кроме того, вокруг последних следует предусмотреть охранную зону, чтобы обеспечить гармоничное развитие новостроек. Памятники, архитектурные ансамбли, достопримечательные места и охранные зоны должны быть нанесены на карты и планы, составленные совместными усилиями органов по охране памятников и службами по благоустройству и урбанизации.
4. Создание корпуса квалифицированных практиков и специальных технических специалистов
Выработка проектов и ведение работ должны быть поручены опытным практикам, сама же работа должна быть поручена квалифицированным специалистам и рабочим.
Особое внимание должно быть уделено образованию молодежи, способной стать сменой, а также образованию ремесленников, обладающих исчезающими методами проведения работ.