1. Бюджетное перераспределение
Учитывая новые задачи, проведение политики комплексного сохранения памятников требует коренной реформы бюджетной политики государств.
Такая политика в действительности потребует значительных финансовых средств, которые зачастую сложно собрать в отсутствие совместных действий различных министерств и ведомств, отвечающих за защиту культурного наследия, благоустройства территории, урбанизацию, состояние жилищного фонда и туризм.
Реставрацию и реконструкцию архитектурного наследия следует специально поощрять по причинам тех преимуществ, которые они представляют в условиях современной конъюнктуры, а именно: экономия площадей, инфраструктур, сырья и энергии.
В этой связи значительные суммы, записанные в бюджете на городское благоустройство, должны быть перераспределены таким образом, чтобы в большей степени, чем раньше способствовать реконструкции архитектурного наследия. Подобное перераспределение финансовой поддержки государства должно осуществляться таким образом, чтобы поддерживать равновесие между работами по реконструкции архитектурного наследия и работами по возведению новых сооружений.
2. Финансовая помощь властей
а. Изменение нормативных актов
Нормативные акты, которые закрепляют вид, объемы и условия предоставления финансовой помощи должны:
- быть пересмотрены по взаимному согласию заинтересованных администраций с целью обеспечить координацию помощи;
- предоставлять гражданам, которые захотят реставрировать и реконструировать старое здание, эквивалентные финансовые условия, как если бы они строили новое здание.
b. Финансирование исследований
Органы власти, ответственные за архитектурное наследие, должны иметь возможность брать на себя полностью или частично затраты, связанные с научными, техническими и социально-экономическими исследованиями, направленными на получение необходимой информации для введения программ комплексного сохранения памятников и архитектурных ансамблей.
В иных случаях затраты на исследования могли бы быть включены в стоимость работ и подлежать субсидированию на тех же условиях.
c. Финансирование работ
Все слои населения должны иметь возможность пользоваться результатами работ по реставрации и реконструкции, проведенных при участии средств из казны.
Чтобы обеспечить финансирование работ, следует предусмотреть два вида финансовой помощи:
- выделение государственных субсидий;
- выделение долгосрочных кредитов под низкий процент.
Субсидии государства должны помочь как общественным, так и частным собственникам, для ведения работ по реставрации архитектурных ценностей и по приспособлению зданий к современным условиям и приданию им социальных функций. Они должны выделяться согласно правилам, учитывающим ряд критериев: важность здания по существу, текущая ценность здания, его социальная роль, его доступность публике, способность собственника отвечать по своим обязательствам, материальный доход, который он может извлечь после проведения работ.
Можно рассмотреть два вида субсидий:
- безвозвратные субсидии для нерентабельных работ, как, например, работы по реставрации памятников;
- субсидии, подлежащие возврату, для работ, которые придают зданиям существенную дополнительную стоимость, как-то: работы по восстановлению и реконструкции, проводимые в архитектурных ансамблях или с памятниками.
Собственники, которые не располагают достаточными ресурсами, чтобы немедленно покрыть затраты на реставрационные работы, должны иметь возможность получать долгосрочные кредиты под низкий процент.
Такие займы могли бы:
- быть выделены государственным кредитным учреждением или иным, которое будет специально создано по инициативе государства;
- выделяться под гарантии государства в частном банке, одобренном государственным органом.
d. Налоговые льготы
Очень желательно, чтобы было снижено налоговое бремя на владельцев памятников, зданий, расположенных внутри архитектурных ансамблей, или достопримечательных мест, чтобы у них была возможность выделять более значительную часть своих средств на работы по содержанию и сохранению.
В этом аспекте можно рассматривать:
- снижение земельного налога;