Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

РЕЗОЛЮЦИЯ N (76) 28

О приведении законодательной и нормативной базы в соответствие с
требованиями комплексного сохранения архитектурного наследия

Принята
 Комитетом Министров
14 апреля 1976 года
 на 256-м заседании
 заместителей Министров



Комитет Министров,

Считая задачей Совета Европы реализацию более тесного союза между его членами для того, чтобы, в частности, сохранять и проводить в жизнь идеалы и принципы, являющиеся их совместным достоянием;

Считая, что государства - члены Совета Европы, участники Европейской культурной конвенции от 19 декабря 1954 года обязались в силу ст.1 данной Конвенции принимать необходимые меры для сохранения их поддержки общего культурного наследия Европы и благоприятствовать ее развитию;

Учитывая Рекомендации NN 365 (1963) и 612 (1970) Консультативной Ассамблеи, касающихся соответственно защиты и использования мест и ансамблей, представляющих исторический или художественный интерес, и проект рамочного закона об активной защите недвижимого культурного наследия в Европе;

Исходя из духа Рекомендации N 1, параграф с, принятой Конференцией европейских министров, ответственных за защиту архитектурного наследия, состоявшейся в Брюсселе в ноябре 1969 года, касательно изменения их законодательных и нормативных баз таким образом, чтобы они отвечали требованиям активного сохранения памятников и способствовали интеграции недвижимого культурного наследия в современное общество;

Обращаясь в этой связи к положениям Европейской хартии об архитектурном наследии и учитывая пожелания, высказанные в Амстердамской декларации Европейским конгрессом по сохранению архитектурного наследия;

Полагая, что подобная адаптация национального законодательства и нормативных актов могла позволить остановить усугубление опасностей, грозящих архитектурному наследию, уменьшить количество факторов, угрожающих ему и выровнять растущий дисбаланс между нависающими опасностями и средствами, имеющимися для их устранения;

Рекомендует правительствам продвигать и ускорять процесс адаптации национальных законодательств и нормативных баз, учитывая определения, принципы и меры, изложенные ниже.

I. Определения  

1. Недвижимое культурное наследие

В целях данной резолюции рассматриваются как составные части недвижимого культурного наследия государства:

- архитектурное наследие, состоящее из памятников и архитектурных ансамблей,

- достопримечательные места.

Под термином "памятник" следует понимать архитектурные творения, как значительные, так и скромные, в том числе движимые культурные ценности, недвижимые по назначению или по природе, а также произведения монументальной скульптуры, которые представляют собой исторический, археологический, художественный, научный, культурный или общественный интерес.

Под термином "архитектурный ансамбль" следует понимать группу городских или сельских сооружений, которые отвечают следующим критериям:

- представляют интерес либо своей исторической, археологической, художественной, научной, культурной или общественной ценностью либо своим типичным или живописным характером;

- образуют связный ансамбль или замечательно вписываются в пейзаж;

- достаточно сгруппированы, чтобы сооружения, структуры, их связывающие, и местность, в которой они расположены, можно было определить географически.

Под термином "достопримечательное место" следует понимать зону с определенными границами, творения природы или совместные творения человека и природы, замечательные своей красотой или своей исторической, археологической, художественной, научной, культурной или общественной ценностью.

2. Комплексное сохранение

Под "комплексным сохранением" недвижимого культурного наследия следует понимать совокупность мер, имеющих целью обеспечить сохранность этого наследия в неизменном виде, следить за его поддержанием в рамках соответствующего окружения, природного или искусственного, а также за его использованием или его адаптацией к нуждам общества. Эти меры должны отвечать двум основным задачам:

1. Сохранения памятников, архитектурных ансамблей и достопримечательных мест с помощью:

- положений о защите,

- мер по физическому сохранению из слагающих элементов,

- работ по реставрации и введению в эксплуатацию;

2. Интеграции в среду обитания современного общества памятников, архитектурных ансамблей и местностей через внедрение программ:

- восстановления, имеющих целью вернуть к жизни памятники и древние сооружения, расположенные в архитектурных ансамблях путем придания им общественных функций, различающихся в зависимости от их изначального предназначения, но которые бы соответствовали их достоинству и отвечали, насколько это возможно, характеру окружения, в котором они находятся.

- реконструкции, имеющих целью, особенно в части зданий жилищного фонда, оздоровить и приспособить их внутреннее строение к требованиям сегодняшнего дня, следя за сохранением элементов культурной ценности.

II. Принципы политики комплексного сохранения

1. Комплексное сохранение недвижимого культурного наследия является одним из фундаментальных составляющих благоустройства территории и урбанизации.

Памятники, архитектурные ансамбли и достопримечательные места, используемые должным образом, составляют основу окружающей среды людей, а их культурная ценность является определяющим элементом ее качества. Важно обеспечить их интеграцию в общественную жизнь и в этой связи предоставить им жизненные функции в деловом обороте и обеспечении нужд современного человека (восстановление), а также разумно приспособить их к нуждам нашего времени (реконструкция).

Политика тщательной защиты памятников и наиболее примечательных местностей следовательно должна быть расширена и дополнена политикой комплексного сохранения, задуманной на глобальную перспективу, которая акцентирует внимание на архитектурных ансамблях, и, в особенности, на старых городских кварталах и традиционных деревнях.

Меры, применяемые при сохранении и интеграции памятников, архитектурных ансамблей и достопримечательных мест в рамках общественной жизни, должны быть включены в разработку планов по благоустройству территорий и урбанизации. Эта новая расширенная концепция сохранения должна служить базой для гуманистического подхода к политике благоустройства территорий и урбанизации.

2. Комплексное сохранение недвижимого культурного наследия страны касается в первую очередь ее граждан.

Именно сообществу граждан необходимо нести коллективную ответственность за недвижимое культурное наследие, проявлять свою волю по сохранению равновесия между человеком и его традиционным окружением и препятствовать разрушению национального достояния, которое оказывает важное качественное влияние на данное окружение.

3. Власти, как на национальном, так и на региональном и местном уровнях, несут особую ответственность за комплексное сохранение недвижимого культурного наследия.

Новая политика по комплексному сохранению архитектурного наследия и достопримечательных мест должна заставить власти принимать непосредственное участие в защите архитектурных ансамблей и, в частности, выделять на работы по реставрации, восстановлению и реконструкции значительную часть фондов, предназначенных на программы городского строительства. С другой стороны, важно, чтобы власти поощряли частную инициативу, одновременно следя за тем, чтобы она укладывалась в программы по комплексному сохранению, одобренные компетентными органами.

Власти должны, в частности, принимать меры:

- чтобы работы велись квалифицированными практиками и чтобы молодежь, которая будет их сменой, получала теоретические и практические знания;

- чтобы в архитектурных школах большее внимание уделялось интеграции, в случае необходимости, современных архитектурных творений в древние конструкции;

- чтобы службы, отвечающие за защиту культурного наследия, были в состоянии наблюдать за применением одобренных принципов, методов и техники.

Также власти должны следить за тем, чтобы новые сооружения, воздвигаемые вблизи памятников или внутри архитектурных ансамблей, были бы задуманы с удвоенной заботой укрепить современные эстетические концепции и гармонизировать с архитектурными творениями прошлого.

В таком же духе власти должны проявлять повышенную бдительность в тех зонах, где аутентичный характер памятников, архитектурных ансамблей и достопримечательных мест рискует претерпеть губительное воздействие, вызванное либо изменениями структуры или природы таких зон, либо большими общественными или частными работами, как-то: дорожное строительство, возведение заводов, строительство плотин и т.п.

III. Национальная политика комплексного сохранения


Чтобы внедрить новую политику комплексного сохранения, правительственные власти должны пересмотреть не только весь комплекс законодательных и нормативных актов, касающихся защиты недвижимого культурного наследия, но также некоторые положения законодательства, касающиеся благоустройства территории, урбанизации, жилищного фонда и следить за координацией положений этих различных законов, чтобы они себя взаимно дополняли и гармонировали между собой.

Подобная ревизия должна основываться на определениях и принципах, изложенных в главах I и II. Она будет направляться с помощью рекомендаций финансового, административного и социального порядка, изложенных в нижеследующих главах.

А. Финансовые меры

1. Бюджетное перераспределение

Учитывая новые задачи, проведение политики комплексного сохранения памятников требует коренной реформы бюджетной политики государств.

Такая политика в действительности потребует значительных финансовых средств, которые зачастую сложно собрать в отсутствие совместных действий различных министерств и ведомств, отвечающих за защиту культурного наследия, благоустройства территории, урбанизацию, состояние жилищного фонда и туризм.

Реставрацию и реконструкцию архитектурного наследия следует специально поощрять по причинам тех преимуществ, которые они представляют в условиях современной конъюнктуры, а именно: экономия площадей, инфраструктур, сырья и энергии.

В этой связи значительные суммы, записанные в бюджете на городское благоустройство, должны быть перераспределены таким образом, чтобы в большей степени, чем раньше способствовать реконструкции архитектурного наследия. Подобное перераспределение финансовой поддержки государства должно осуществляться таким образом, чтобы поддерживать равновесие между работами по реконструкции архитектурного наследия и работами по возведению новых сооружений.

2. Финансовая помощь властей
     
     а. Изменение нормативных актов


Нормативные акты, которые закрепляют вид, объемы и условия предоставления финансовой помощи должны:

- быть пересмотрены по взаимному согласию заинтересованных администраций с целью обеспечить координацию помощи;

- предоставлять гражданам, которые захотят реставрировать и реконструировать старое здание, эквивалентные финансовые условия, как если бы они строили новое здание.

b. Финансирование исследований

Органы власти, ответственные за архитектурное наследие, должны иметь возможность брать на себя полностью или частично затраты, связанные с научными, техническими и социально-экономическими исследованиями, направленными на получение необходимой информации для введения программ комплексного сохранения памятников и архитектурных ансамблей.

В иных случаях затраты на исследования могли бы быть включены в стоимость работ и подлежать субсидированию на тех же условиях.

c. Финансирование работ

Все слои населения должны иметь возможность пользоваться результатами работ по реставрации и реконструкции, проведенных при участии средств из казны.

Чтобы обеспечить финансирование работ, следует предусмотреть два вида финансовой помощи:

- выделение государственных субсидий;

- выделение долгосрочных кредитов под низкий процент.

Субсидии государства должны помочь как общественным, так и частным собственникам, для ведения работ по реставрации архитектурных ценностей и по приспособлению зданий к современным условиям и приданию им социальных функций. Они должны выделяться согласно правилам, учитывающим ряд критериев: важность здания по существу, текущая ценность здания, его социальная роль, его доступность публике, способность собственника отвечать по своим обязательствам, материальный доход, который он может извлечь после проведения работ.

Можно рассмотреть два вида субсидий:

- безвозвратные субсидии для нерентабельных работ, как, например, работы по реставрации памятников;

- субсидии, подлежащие возврату, для работ, которые придают зданиям существенную дополнительную стоимость, как-то: работы по восстановлению и реконструкции, проводимые в архитектурных ансамблях или с памятниками.

Собственники, которые не располагают достаточными ресурсами, чтобы немедленно покрыть затраты на реставрационные работы, должны иметь возможность получать долгосрочные кредиты под низкий процент.

Такие займы могли бы:

- быть выделены государственным кредитным учреждением или иным, которое будет специально создано по инициативе государства;

- выделяться под гарантии государства в частном банке, одобренном государственным органом.

d. Налоговые льготы

Очень желательно, чтобы было снижено налоговое бремя на владельцев памятников, зданий, расположенных внутри архитектурных ансамблей, или достопримечательных мест, чтобы у них была возможность выделять более значительную часть своих средств на работы по содержанию и сохранению.

В этом аспекте можно рассматривать:

- снижение земельного налога;

- вычет из налогооблагаемой базы сумм, затраченных на работы по содержанию и сохранению;