Действующий

РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ), Том I

17.6. Мероприятия при радиационных авариях

17.6.1. Под радиационной аварией понимаются ситуации при перевозке, сопровождающиеся механическими, тепловыми, химическими и другими видами воздействия на упаковочные комплекты с радиоактивными материалами, и ситуации, возникающие в результате неисправности упаковочных комплектов, приводящие к повышению радиационной опасности перевозимого радиоактивного материала.

17.6.2. При авариях (столкновении, посадка на мель, пожар, выпадение упаковок и т.д.) радиационная опасность может повыситься в результате частичного или полного разрушения упаковки и потери из нее радиоактивного содержимого. При этом в зоне аварии может произойти повышение уровней гамма- и нейтронного излучения и попадание радиоактивных материалов в окружающую среду.

17.6.3. Для оперативного первичного определения радиационной опасности, возникающей в результате аварии с грузом РМ, и принятия соответствующих первичных мер радиационные аварии подразделяются по степени опасности на:

1 степень опасности - авария, при которой упаковочные комплекты с радиоактивными материалами в результате механических воздействий не получили видимых повреждений или имеют незначительные повреждения, ослабление или обрыв отдельных элементов крепления к транспортному средству и к судну, или упаковки подвергались незначительному тепловому воздействию в результате пожара вне грузового помещения;

2 степень опасности - авария, при которой упаковочным комплектам с радиоактивными материалами нанесены значительные механические повреждения или произошло обгорание лакокрасочных покрытий в результате пожара. При аварии этой степени опасности может произойти увеличение уровней излучений и выход радиоактивных материалов из радиационной упаковки в допустимых пределах, установленных для аварийных ситуаций. К этой степени опасности относятся также аварии, при которых упаковка выпала за борт или затонула вместе с судном и при этом признаков утечки радиоактивного содержимого упаковки не обнаруживается;

3 степень опасности - авария, в результате которой упаковки частично или полностью разрушены и при этом уровни излучений и выход радиоактивных материалов из упаковок превышает допустимые пределы, установленные для аварийных ситуаций.

17.6.4. Перед началом погрузки РМ грузоотправитель обязан передать капитану аварийную карту, в которой должны содержаться следующие сведения и указания, необходимые для проведения мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационной аварии:

наименование груза;

классификационная группа по ГОСТ 19433 и N ООН;

основные свойства и виды опасности груза, включая взрыво- и пожароопасность, опасность для человека;

средства индивидуальной защиты;

специальное оборудование и приборы, необходимые при перевозке;

указания о необходимых действиях в аварийных ситуациях, включая первоочередные действия (при россыпи и пожаре), ликвидацию россыпи, действия после ликвидация россыпи, ликвидацию пожара (в том числе следует указать рекомендуемые и запрещаемые огнетушащие средства) и действия после ликвидации пожара, возможность перетарирования РМ класса II и III по ядерной безопасности; при необходимости - указать меры при потере или снижении эффективности защиты упаковочного комплекта от излучений;

меры первой помощи пострадавшим;

прочие дополнительные указания, необходимость которых определяет разработчик аварийной карты, в том числе на основании требований правил перевозки грузов и других действующих правил, инструкций.

Раздел аварийной карты "Первоочередные действия" должен быть составлен в форме, принятой для этого раздела аварийных карт всех других классов опасных грузов, остальные разделы - в произвольной форме.

Включаемые в аварийную карту сведения и указания должны быть достаточно полными для обеспечения правильного и безопасного проведения работ по ликвидации последствий радиационной аварии. При этом следует по возможности избегать использования терминов и других понятий известных только специалистам, а также указаний и понятий, допускающих их неоднозначное толкование. В противном случае необходимо приводить краткое, понятное неспециалисту определение.

Аварийная карта должна разрабатываться грузоотправителем или грузополучателем и согласовываться с Минморфлотом.

17.6.5. На основании аварийной карты на судне должен быть разработан план организационно-технических мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий возможной радиационной аварии.

17.6.6. При ликвидации радиационных аварий должны быть решены следующие общие задачи:

определение масштабов радиационной аварии и последствий ее воздействия на перевозимый груз, судно, окружающую среду и людей;

ликвидация последствий аварии и недопущение попадания РМ в окружающую среду;

предотвращение усугубления последствий аварии и сведение к минимуму радиационного воздействия факторов, обусловленных аварией.

17.6.7. Для ликвидации последствий радиационной аварии на судне должна быть создана аварийная партия, оснащенная необходимыми средствами и приборами в соответствии с аварийной картой.

17.6.8. Работы по ликвидации последствий аварии должны выполняться в спецодежде. В соответствии с аварийной картой должен осуществляться контроль индивидуального облучения персонала, а также контроль радиоактивной загрязненности спецодежды, инструмента и др.

17.6.9. При радиационной аварии капитан немедленно извещает в установленном порядке пароходство, порт, транспортные и местные органы внутренних дел, грузоотправителя (грузополучателя), органы Госсаннадзора и ГКАЭ СССР и действует в соответствии с аварийной картой и планом организационно-технических мероприятий.

17.6.10. Первичное определение степени опасности радиационной аварии и выполнение первоочередных работ по ее устранению производится лицом, сопровождающим груз, на основании визуального осмотра и результатов радиационного контроля.

В случае, если сопровождающий персонал не предусмотрен условиями перевозки или вышел из строя в результате аварии, определение степени опасности аварии и выполнение первоочередных работ по ее устранению организуется капитаном судна на основании визуального осмотра.