1.1 Инструкция по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению средств измерений массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Российской Федерации (далее - Инструкция) определяет структуру управления, организацию метрологического контроля и надзора, монтажа, технического содержания и ремонта средств измерений массы, используемых в хозяйстве грузовой и коммерческой работы железных дорог.
Наряду с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и метрологическим обеспечением собственных средств измерений массы грузов хозяйства грузовой и коммерческой работы железных дорог осуществляют техническое обслуживание, ремонт и метрологическое обеспечение приписных средств измерений массы грузов, принадлежащих юридическим лицам, на договорной основе.
1.2. Для взвешивания грузов в хозяйстве грузовой и коммерческой работы железных дорог применяются средства измерений массы следующих типов: весы вагонные, автомобильные и товарные, а также гири.
1.3. Все применяемые и обслуживаемые средства измерений массы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и правил по метрологии ПР 50.2.009-94 "ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений", должны быть утвержденного типа (удостоверены сертификатом об утверждении типа средств измерений массы).
В соответствии с правилами по метрологии ПР 32.82-2000 "Метрологическое обеспечение. Система автоматизированного ведения отраслевого Реестра средств измерений, допущенных к применению в отрасли. Порядок ведения Реестра", утвержденными и введенными в действие указанием МПС России от 18 января 2001 года N М-63у, начиная с 1 июля 2001 года все приобретенные средства измерений массы должны пройти регистрацию в Реестре средств измерений, допущенных к применению на федеральном железнодорожном транспорте.
Согласно правилам по метрологии ПР 50.2.006-94 "ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений" средства измерений массы должны иметь действующие поверительные клейма и свидетельства о поверке, подлежать государственному метрологическому контролю и надзору.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений", Положением о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта (ПР 32.06-2001), утвержденным МПС России N Цтех-865 от 11 декабря 2001 года и согласованным Госстандартом России, метрологический контроль и надзор за средствами измерений массы осуществляется путем:
калибровки средств измерений массы;
надзора за состоянием и применением средств измерений массы, аттестованными методиками выполнения измерений массы, эталонами единиц величин, применяемых для калибровки средств измерений массы, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
проверки своевременности представления средств измерений массы на испытания в целях утверждения типа средств измерений массы, а также на поверку и калибровку.
У владельцев средств измерений массы должна быть эксплуатационная документация, утвержденная методика поверки (калибровки), в которой указывается межповерочный интервал и условия ее проведения при помощи гирь.
В методику поверки, при необходимости, включается порядок проведения поверки (калибровки) весов (для взвешивания вагонов в статике и в движении) методом замещения, регламентированным ГОСТ 8.453 "Весы для статического действия. Методы и средства поверки".
1.4. Работа по осуществлению контроля за средствами измерений массы в хозяйстве грузовой и коммерческой работы железных дорог организуется не позднее 15 календарных дней до дня истечения срока действия их предыдущей поверки.
1.5. В порядке государственного метрологического контроля и надзора средства измерений массы подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.
Согласно Р32-110-98 "Руководство по установлению номенклатуры контролируемых параметров и средств измерений на железнодорожном транспорте, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору", периодичность межповерочных интервалов для всех используемых весов, в зависимости от взвешиваемых групп грузов, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Назначение весов | Периодичность мероприятий по метрологическому надзору и контролю | |
Поверка (проводится органами Государственного метрологического контроля и надзора или аккредитованными в установленном порядке метрологическими службами по этому виду деятельности) | Калибровка (проводится ответственными за метрологическое обеспечение в хозяйстве грузовой и коммерческой работы железных дорог) | |
Для хлебопродуктовых грузов | 1 раз в 6 месяцев | 1 раз в 2 месяца |
Для остальных грузов | В соответствии с установленным межповерочным интервалом | 1 раз в 3 месяца |
1.6. Для участия в поверке средств измерений массы, проведения их калибровки, монтажа и технического обслуживания в хозяйствах грузовой и коммерческой работы железных дорог организуются весовые бригады, работники которых должны соответствовать квалификационным требованиям, определенным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 18 "Изменения и дополнения в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих". Раздел "Железнодорожный транспорт".
Обучение машинистов весоповерочных вагонов и слесарей КИПиА проводится в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Департаментом кадров МПС России соответственно от 19 сентября 2000 года и 30 декабря 2001 года.
Кроме того они, в соответствии с правилами по метрологии ПР 50.2.016-94 "Требования к выполнению калибровочных работ", зарегистрированный Минюстом России 24.01.95 под N 7782, должны иметь профессиональную подготовку и опыт калибровки средств измерений массы.
Работы по ремонту средств измерений массы осуществляются в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 349.
1.7. Деятельность весовых бригад организуется в пределах границ весовых участков. Границы весовых участков устанавливаются руководством железных дорог, исходя из наличия весов и объема грузов, подлежащих взвешиванию. В числе обслуживаемых весовыми бригадами находятся как собственные, так и приписные средства измерений массы.
1.8. За весовыми бригадами закрепляются весоповерочные вагоны с набором гирь класса точности М по 2000 кг (ГОСТ 7328 "Гири. Общие технические условия") и весовыми тележками массой по 2000 кг, вагоны-весовые мастерские с необходимым оборудованием, вагоны-весоизмерительные лаборатории с набором весов и гирь, стационарные весовые мастерские.