ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2006 года N 18
Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях
____________________________________________________________________
Документ отменен в связи с отказом в госрегистрации
или запросами Министерства юстиции Российской Федерации
на основании постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 29. -
(Информация из Минюста России на 13 сентября 2006 года).
____________________________________________________________________
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания в общеобразовательных учреждениях за период 2005/2006 учебный год,
установил.
Анализ организации горячего питания школьников показывает, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации остается крайне неудовлетворительным.
Охват учащихся горячим питанием в 2005/2006 учебном году составил в среднем 63%, в 5-11-х классах - 52,7%, при этом в начальных классах - 79,5%. Только 25% школьников получают горячую пищу два раза в день (завтрак и обед).
Наиболее неблагополучная ситуация на протяжении ряда лет складывается в Республике Дагестан, где только 5% учащихся получают горячее питание, в Кабардино-Балкарской Республике - 34%, Астраханской области - 42%, Хабаровском крае - 52,5%, Ярославской области - 57,8%.
При наличии групп продленного дня и длительном пребывании детей в образовательных учреждениях не организованы полдники в Свердловской, Липецкой, Новосибирской, Тверской, Омской, Брянской, Курской областях, Еврейском автономном округе (далее - АО) и других субъектах РФ.
В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность (Тульская область, Алтайский край, Республика Бурятия и др.).
Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приемы уменьшения объема и веса блюд.
В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоко, сливочное масло, овощи, фрукты), отмечается занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов в Чукотском АО, Чувашской Республике, Хабаровском крае, Курганской, Липецкой, Камчатской, Брянской, Магаданской областях.
Отмечается занижение объема порций мясных и рыбных блюд, гарниров. Несоответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений в Хабаровском крае составляет 31%, Пермском крае - 20,3%, Архангельской области - 47%, Новосибирской области - 31,3%, Удмуртской Республике - 13,9%, Республике Саха (Якутия) - 14%, Республике Татарстан - 15% и др.
Количество неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям в Удмуртской Республике - 6,5%, Хабаровском крае - 8,4%, Республике Саха (Якутия) - 7,7%, Архангельской области - 7% при среднероссийском показателе 2,26%.
В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов. В рационах питания сельских школьников используется продукция приусадебных хозяйств (Тамбовская область, Удмуртская Республика, Ставропольский край и др.), однако только часть школ проводит лабораторный контроль за качеством выращенной продукции, не во всех школах имеются условия для ее хранения.
Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней.
Средняя стоимость завтрака в сельских районах составляет 3-5 рублей, в городах - 5-7 рублей. Обед в сельских районах - 10-15 рублей, в городах - 20-25 рублей.
Из федерального бюджета выделяются средства на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Рязанская области), и ряду дотационных территорий.
Вместе с тем из местных бюджетов выделяются средства на организацию питания в основном только для детей из малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
Практически во всех территориях практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся (Еврейский АО, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия, Амурская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Самарская области и др.).
В большинстве регионов меры, проводимые органами исполнительной власти, не обеспечивают охвата горячим питанием учащихся всех возрастных групп. При этом в Чукотском АО, Корякском АО, Хабаровском крае, Ульяновской, Тюменской, Архангельской, Астраханской, Московской областях даже не разработаны или не приняты специальные программы, касающиеся обеспечения школьников горячим питанием.
Отмечаются слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования. Так, 15% столовых в Удмуртской Республике требуют капитального ремонта, в Саратовской области износ оборудования более 80% - в 33% школ.
Кроме того, закрытие организаций общественного питания, на базе которых осуществлялось приготовление полуфабрикатов для школьных столовых, приводит к тому, что столовые-доготовочные школ работают без соблюдения необходимых условий технологии приготовления пищи в Приморском крае, г.Санкт-Петербурге. При этом в 12% образовательных учреждений Российской Федерации нет пищеблоков.
Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
Так, в 2005/2006 учебном году зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло 386 человек.
Крупные вспышки дизентерии в 2005/2006 учебном году возникли среди учащихся лицея "Лидер" г.Волгограда, в результате употребления недоброкачественных готовых блюд заболели 142 учащихся, в Республике Чувашия в Вурнаранской школе N 1 в результате нарушения технологии приготовления пищи и несоответствия пищеблока санитарным нормам пострадало 135 детей. На пищеблоках отмечены серьезные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, способствовавших инфицированию готовых блюд.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.482)
постановляю.
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ рассмотреть вопрос о:
1.1. Принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотрев выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
1.2. Необходимости восстановления льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая старшие) и организации горячего питания для учащихся.
2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам РФ и по железнодорожному транспорту:
2.1. Обеспечить действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания детей в общеобразовательных учреждениях, обратив особое внимание на работу пищеблоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, а также лабораторно-инструментальный контроль за качеством выращенной на пришкольных участках продукции.
2.2. Совместно с органами управления образованием субъектов РФ проанализировать рационы питания по сбалансированности, материально-техническое состояние пищеблоков образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев их реконструкцию и обеспечение необходимым оборудованием, и внести на рассмотрение в органы исполнительной власти субъектов РФ предложения по:
2.2.1. Оптимизации питания.
2.2.2. Улучшению материально-технической базы пищеблоков.
2.3. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 мая 2007 года.
3. Рекомендовать Минобрнауки России:
3.1. Представить в Правительство РФ предложения по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.
3.2. Оптимизировать рационы питания детей и в первую очередь пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
3.3. Внедрить в практику организации питания общеобразовательных учреждений реализацию молока и продуктов, сбалансированных по составу и обогащенных витаминами и комплексами минеральных веществ, через автоматы по реализации штучных товаров.
3.4. Разработать программы по обучению детей принципам здорового питания.
4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах РФ обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.
Главный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
Текст документа сверен по:
Официальные документы в образовании.
Информационный бюллетень,
N 24, август, 2006