Действующий

О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОКУРАТУРОЙ И ПОЛИЦИЕЙ


Вопрос об организационных связях между прокуратурой и полицией является еще одним камнем преткновения на пути следования гармонизации на европейском уровне. Существует разделение между государствами, в которых полиция независима от прокуратуры и обладает значительными дискреционными полномочиями не только по вопросу о том, как проводить расследования (зачастую в этих странах полиция решает вопрос о возбуждении уголовного преследования), и теми, в которых полиция находится под надзором или на самом деле под руководством прокурора. Однако это еще одна область, в которой требования о правах человека и уважении личных свобод привели к изменениям - исходя из посылки, что внутренний контроль в полиции недостаточен, учитывая значительные полномочия полиции и особенно разрушительные последствия несоблюдения законности - в сторону постепенного сближения. Именно по этой причине Комитет устанавливает общий принцип, свойственный обеим системам, до начала разбирательства по вопросу о специфичных рекомендациях для каждой системы.

21. Прокуроры должны тщательно проверять законность полицейских расследований, самое позднее, когда решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования. В этом отношении прокуроры должны осуществлять постоянный контроль за соблюдением полицией прав человека.

Все прокуроры должны иметь по крайней мере два полномочия по отношению к работе полиции: тщательное изучение законности полицейских расследований перед принятием решения о передаче дела в прокуратуру и на этой же стадии осуществлять на общих основаниях контроль за соблюдением прав человека.

_______________

Данная формулировка представляет компромисс, отражающий тот максимум, с которым готовы согласиться некоторые страны системы общего права, и тот минимум, который может быть принят другими странами.


22. В странах, где полиция либо подчинена прокуратуре, либо где полицейские расследования проводятся под надзором прокуратуры, государство должно принять соответствующие меры, чтобы гарантировать, что прокуроры могут:

а) давать полиции соответствующие указания для эффективного выполнения приоритетов уголовной политики, особенно что касается решений о том, какие категории дел должны рассматриваться прокуратурой, о способах сбора доказательств, работе персонала, о продолжительности расследования, об информации, предоставляемой прокурорам, и т.д.;

b) если существуют разные подразделения полиции, направлять дело в то подразделение, где оно будет лучше всего разрешено;
     
     с) осуществлять оценку и внутренний контроль в той мере, в которой они необходимы для наблюдения за выполнением указаний прокуратуры;


d) устанавливать ответственность или, если уместно, способствовать установлению ответственности за возможные нарушения.

Эти положения относятся исключительно к системам, в которых прокурор уполномочен в какой-то степени надзирать за полицией и ее деятельностью. В этом контексте пока Комитет решил не выражать мнения, возвращаясь к вопросу о том, вся или только часть полиции должны быть привязаны к прокурору, он стремился озвучить свое отношение к реальной компетенции прокурора в вопросах руководства и надзора, учитывая значительные расхождения во многих случаях между закрепленными в законах полномочиями прокуроров и их действительным применением на постоянной основе.

Эффективное осуществление таких полномочий зависит, сначала и главным образом, от полноты полномочий прокурора, - которая шире и выше компетенции, охватывающей выдачу индивидуальных указаний по делам, - давать общие указания для обеспечения приоритетов уголовной политики (за практическое применение которой они часто несут ответственность) во всех отношениях. Например, приоритетным требованием может быть согласованность усилий по борьбе с определенными видами преступности (такие как мелкие кражи или отмывание денег) в зависимости от выбранной правительством политики; акцент на специфических способах сбора доказательств (например, осуществление специфических следственных мероприятий по делам о кражах со взломом или использование обработки ДНК); распределение определенных ресурсов для определенного рода расследований или выявление некоторых видов правонарушений; концентрация усилий для ограничения времени расследования (которое часто ведется слишком долго); или выполнение обязанности по систематическому уведомлению прокурора обо всех правонарушениях определенной тяжести и продвижениях в расследованиях.

Кроме того, в случае, когда несколько полицейских подразделений обладают компетенцией для расследования по одному делу, прокурор вправе решить, какое из них в данном случае является наиболее подходящим, конечно, уделяя должное внимание территориальной юрисдикции и специфическим сферам компетенции различных подразделений, а также практическим и действующим ограничениям, распространяющимся на них.

Наконец, полицейские тем более будут эффективнее применять указания прокуратуры, если последняя участвует в их подготовке.

Наряду с тем, что взаимодействие и сотрудничество должны быть основными началами деловых отношений между прокурором и полицией, важно и то, что первый должен обладать необходимыми ресурсами для обеспечения исполнения указаний и для наказания в случае неисполнения.

23. Государства, где полиция независима от прокуратуры, должны принимать эффективные меры, чтобы гарантировать надлежащее и функциональное сотрудничество между прокуратурой и полицией.

При отсутствии организационных связей между прокурором и полицией два указанных ведомства тем не менее должны сотрудничать, а правительство вправе определить формы такого сотрудничества.