Необходимым дополнением гарантий, которыми обладает прокурор при исполнении своих функций, должны быть определенные обязанности по отношению к тем, кто соприкасается с правовой системой, либо в качестве подозреваемых, свидетелей, либо потерпевших.
24. При выполнении своих обязанностей прокуроры должны:
а) выполнять свои функции справедливо, беспристрастно и объективно;
b) уважать и стараться защищать права человека, как указано в Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
с) стараться обеспечить, чтобы система уголовного правосудия функционировала так быстро, как это возможно.
В данном случае делается акцент на двух жизненно важных требованиях, упомянутых в Рекомендации 1, - уважение прав личности и следование требованию эффективности, - за что прокурор также частично несет ответственность.
25. Прокуроры должны воздерживаться от дискриминации по любым основаниям, таким как пол, раса, цвет кожи, язык, религия, политические и другие убеждения, национальность или социальное происхождение, принадлежность к национальным меньшинствам, наличие собственности, происхождение, здоровье, физические недостатки и по иным основаниям.
Тот факт, что прокурор ответствен за обвинение, не должен затмевать его основной функции хранителя права: он должен вести себя беспристрастно, а практические следствия этого принципа изложены в следующих пунктах Рекомендации.
26. Прокуроры должны обеспечивать равенство лиц перед законом и знакомиться со всеми обстоятельствами, имеющими отношение к делу, включая и относящиеся к подозреваемому, независимо от того, свидетельствуют они в пользу последнего или против него.
27. Прокуроры не должны возбуждать или продолжать уголовное преследование, когда независимое расследование показывает, что обвинение необоснованно.
28. Прокуроры не должны предъявлять против обвиняемого доказательства, которые, как они знают или имеют достаточные основания подозревать, получены с нарушением закона. В случае малейшего сомнения прокуроры должны просить суд проверить приемлемость таких доказательств.
Поскольку прокурор отвечает за то, каким образом применяется право, он должен принимать во внимание те способы, которыми получены доказательства в пользу обвинения.
Выражение "с нарушением закона" охватывает не столько многие незначительные, формальные нарушения, большинство которых не воздействуют на общую юридическую действительность разбирательства, сколько те нарушения закона, которые посягают на основные права.
Обычно возникают ситуации двух видов: если незаконность доказательства не вызывает сомнения, то прокурор должен действовать самостоятельно, отказывая в приемлемости такого доказательства; если же существует определенное сомнение, то прокурор, либо до, либо в ходе выдвижения обвинения в суде должен попросить суд принять решение по вопросу приемлемости такого доказательства.
29. Прокуроры должны обеспечивать принцип состязательности сторон, не разглашая, в частности, другим сторонам, кроме как в случаях, установленных законом, любую информацию, которой они обладают и которая может повлиять на справедливость правосудия.
Обязанность сторон в деле по разглашению информации - следствие оговорки в пункте 20 о том, что прокурор должен быть объективным и справедливым в деловых отношениях с судьями - является ключевым моментом состязательного характера разбирательства в суде. Однако Комитет хотел бы сделать исключение для тех случаев, когда преобладающий общественный интерес оправдывает сохранение конфиденциальности некоторых документов или информации (например, в случае, когда закон предусматривает неразглашение определенных источников информации по соображениям безопасности), но такие случаи должны оставаться исключениями.
Принцип равных возможностей содержится в Статье 6 (1) Европейской Конвенции по правам человека: "это только один из признаков более широкой концепции справедливого разбирательства независимым и беспристрастным судом" (Европейский Суд по правам человека, пункт 28 Постановления от 17 января 1970 года по делу "Делькур (Delcourt) против Бельгии").
"Согласно принципу состязательности сторон [...] каждой стороне должна быть предоставлена разумная возможность представить свое дело в условиях, не худших, чем ее оппонент. [...] В данном контексте Суд придает важное значение внешним проявлениям так же, как и возрастающей восприимчивости к справедливому отправлению правосудия [...]" (Европейский Суд по правам человека, пункт 47 Постановления от 22 февраля 1996 года по делу "Булут (Bulut) против Австрии").
30. Прокуроры не должны разглашать конфиденциальную информацию, полученную от третьих лиц, в частности если речь идет о презумпции невиновности, если только разглашение не потребуется в интересах правосудия или в соответствии с законом.
Прокурор должен отстаивать презумпцию невиновности, которая признается всеми демократическими системами, понимая, что могут иметь место (исключительные) случаи, когда полученная информация не может оставаться конфиденциальной: такие отступления от конфиденциальности должны быть указаны в законе.
31. Должна быть обеспечена возможность судебного контроля над действиями прокуроров, когда они имеют полномочия на применение мер, которые вмешиваются в сферу основных прав и свобод подозреваемого.
В данном случае в зависимости от правовой системы прокурор, действуя непосредственно или через подконтрольные или поднадзорные ему службы, может быть уполномочен предпринимать меры, которые вмешиваются в права и свободы человека. Хотя Комитет и не считает нужным напоминать о принципах и гарантиях, закрепленных в Европейской Конвенции о защите прав человека и других международных документах, он считает важным сделать акцент на необходимости судебного пересмотра, предполагая, что, в конечном счете, только суды могут гарантировать свободы.
32. Прокуроры должны надлежащим образом заботиться об интересах свидетелей, особенно принимать меры по защите их здоровья, безопасности и личной жизни или следить за тем, чтобы такие меры были приняты.
Усилия по борьбе с организованной преступностью увеличивают необходимость принятия мер по защите свидетелей. Обычно на прокуроров, ведущих уголовное преследование, возлагается задача по принятию эффективных мер или по использованию максимума усилий, с тем чтобы такие меры были приняты полицией.
Здесь необходимо сделать ссылку на Рекомендацию N R (97) 13 относительно запугивания свидетелей и прав защиты.
33. Прокуроры должны также принимать во внимание мнения, озабоченность пострадавших от преступления, когда затронуты их личные интересы, и принимать меры, которые бы обеспечили информированность пострадавших от преступления относительно их прав и хода дела.
Положение потерпевших в ходе уголовного разбирательства различается в зависимости от применения правовых систем, в частности возможностью подачи гражданского иска в уголовные суды. Тем не менее предоставление возмещения потерпевшим является одним из основных элементов европейской уголовной политики. Поэтому Комитет решил, что необходимо включить в Рекомендацию основные обязанности прокурора в отношении потерпевших, не зависящие от конкретной правовой системы.
В то время как некоторые правовые системы более амбициозны в этом отношении, необходимо сделать ссылку на основные документы по этому вопросу, принятые Советом Европы:
Резолюция (77) 27 о компенсации потерпевшим от преступлений;