4. Государства должны обеспечивать эффективные гарантии выполнения прокурорами своих профессиональных обязанностей и функций при наличии соответствующих юридических и организационных условий в равной мере, как и обеспечивать их для этого соответствующими средствами, в частности бюджетными средствами, находящимися в их распоряжении. Подобные условия должны устанавливаться при тесном сотрудничестве с представителями прокуроров.
5. Государства должны принимать меры, чтобы обеспечить следующие требования:
а) набор, повышение в должности и перемещение по службе прокуроров должны осуществляться в соответствии со справедливыми и беспристрастными правилами, что предохраняет от поддержания интересов определенных групп и исключает дискриминацию по любым основаниям, таким как пол, расовая принадлежность, цвет кожи, язык, религия, политические и иные взгляды, национальное или социальное происхождение, принадлежность к национальным меньшинствам, наличие собственности, место рождения и иным основаниям;
b) профессиональная деятельность прокуроров, их продвижение в должности и перемещение осуществляются в соответствии с известными и объективными критериями, такими как компетентность и опыт,
с) перемещение прокуроров по службе также определяется служебной необходимостью;
d) условия работы прокуроров, такие как вознаграждение за работу, срок пребывания в должности и пенсия, а также возраст выхода на пенсию, соответствуют их высокому положению и определяются законом;
e) дисциплинарная ответственность прокуроров рассматривается в соответствии с законом, и процедура должна гарантировать справедливую и объективную оценку, а решение может быть подвергнуто независимому и беспристрастному пересмотру;
f) если правовой статус прокуроров нарушен, они имеют право на доступ к соответствующей процедуре обжалования, включая возможность обжалования в суде;
g) если в случае надлежащего выполнения своих обязанностей личная безопасность прокуроров и их семей находится под угрозой, органы государственной власти обеспечивают им защиту.
6. Государства также должны принять меры для обеспечения прав прокуроров на свободу высказываний, убеждений, ассоциаций и собраний. В частности, они должны обладать правом принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с правом, отправлением правосудия, содействием в защите прав человека, а также правом на присоединение или формирование местных, национальных или международных организаций и участие в их собраниях в личном качестве, что не может нанести ущерб их профессиональному статусу, так как совершают они законные действия и участвуют в законных организациях. Указанные выше права могут быть ограничены, только если это указано в законе и необходимо для сохранения конституционного статуса прокуроров. В случае нарушения вышеуказанных прав должны быть доступны эффективные средства защиты.
_______________
Понятие "конституционный" используется здесь в отношении установленных законом целей деятельности и полномочий прокурора, а не в отношении конституций государств.
Использование термина "конституционный" также подчеркивает публично-правовой характер деятельности прокурора. - Прим. переводчика.
7. Правом и обязанностью прокуроров является профессиональная подготовка как до назначения на должность, так и постоянно в любое другое время. Государства должны принять эффективные меры для того, чтобы убедиться, что прокуроры имеют соответствующее образование и подготовку до и после назначения на должность.
Прокуроры, в частности, должны быть осведомлены о:
а) принципах и этических обязанностях службы;
b) конституционной и юридической защите подозреваемых, потерпевших и свидетелей;
с) правах и свободах человека, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, особенно о правах, установленных статьями 5 и 6 Конвенции;
d) принципах и практике организации работы, управления, кадрового обеспечения, с участием судебной власти;
e) механизмах и материалах, которые обеспечивают согласованность их действий.
К тому же государства должны предпринимать эффективные меры для обеспечения дополнительной подготовки прокуроров в специфических вопросах или в специфических сферах, в свете современных условий, в частности принимая во внимание виды и развитие преступности, а также сотрудничество по уголовным вопросам.
8. Чтобы лучше реагировать на появляющиеся новые формы преступности, в частности на организованную преступность, специализация должна рассматриваться как приоритетное направление организации прокуратуры; это в равной мере касается подготовки и осуществления профессиональной деятельности. При осуществлении прокурорами своих функций следует больше прибегать к помощи специалистов, включая их многопрофильные группы.
9. По отношению к организации и внутреннему функционированию прокуратуры, в частности распределению и перераспределению дел, должны соблюдаться требования беспристрастности и независимости и стремления к максимально правильному функционированию системы уголовного правосудия, в частности уровню юридической квалификации и специализации применительно к каждому вопросу.
10. Все прокуроры имеют право требовать, чтобы указания, адресованные ему или ей, были изданы в письменной форме. Если он или она считают, что указание незаконно или несовместимо с его или ее убеждениями, должна быть обеспечена соответствующая внутренняя процедура, которая может привести к его или ее замене.