1. Некоторые сведения и замечания были взяты из "Плана действий по борьбе с торговлей людьми", подготовленного госпожой Мишель Ирш, адвокатом из Брюсселя (Бельгия), экспертом-консультантом при Совете Европы.
2. См., в частности: "Trafficking and Prostitution: the growing exploitation of migrant women from Central and Eastern Europe" ("Торговля, и проституция: рост эксплуатации женщин-эмигранток из Центральной и Восточной Европы", май 1995 года); "Trafficking in Women in Italy for sexual exploitation" ("Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации в Италии", июнь 1996 года); "Trafficking in women to Austria for sexual exploitation" ("Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации в Австрию", июнь 1996 года); "Trafficking of women to countries of the European Union: characteristics, trends and policy issues" ("Торговля женщинами в страны Европейского союза: основные черты, тенденции, политические решения", документ, подготовленный Международной организацией по вопросам миграции населения и представленный в ходе Конференции по торговле женщинами в целях сексуальной эксплуатации, Вена, июнь 1996 года).
3. См. Стокгольмскую декларацию Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (Стокгольм, 9 июля 1996 года) и выступления представителей некоторых государств и неправительственных организаций, принимавших участие в Четвертом заседании ОБСЕ о применении аспектов, касающихся человеческого измерения (Варшава, 26 октября - 6 ноября 1998 года), так же, как и в последующих заседаниях.
4. Заключительный доклад по этой кампании может быть получен в секретариате Руководящего комитета по вопросам равенства между женщинами и мужчинами (РКВР) (Главное управление по правам человека, Совет Европы) (Conseil de l'Europe, Direction Gйnйrale des Droits de l'Homme, Secrйtariat du Comitй Directeur pour l'egalit entre les femmes et les hommes, F-67075 Strasbourg CEDEX).
5. Мандат EG-S-TS заключается в следующем:
"Под управлением РКВР, Группе было поручено предусмотреть и подготовить действия, которые Совет Европы мог бы предпринять в области борьбы с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, уделяя особое внимание контексту, предусматривающему торговлю женщинами и детьми, особенно девочками. Необходимо предусмотреть создание системы наблюдения за осуществляемой Комитетом деятельностью по борьбе с торговлей женщинами и принудительной проституцией, опираясь также на мнения, высказанные различными комитетами, к которым РКВР обращается за информацией, учитывая деятельность, проведенную другими государственными и международными инстанциями (Европейским союзом, ООН, Международной организацией по вопросам миграции населения, Будапештской группой, Европолом, Интерполом и т.д.).
Задачи Группы, в частности:
i) определить основные области деятельности Совета Европы в том, что касается борьбы с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, а также изучить и оценить, опираясь на мнения, высказанные различными комитетами, к которым РКВР обращается за информацией, необходимость и возможность осуществления Советом Европы определенных действий;
ii) определить, в рамках предусмотренной деятельности, условия налаживания сотрудничества с другими компетентными международными инстанциями и неправительственными организациями;
iii) опираясь на предыдущие работы, проведенные РКВР, а также учитывая существующие юридические инструменты, подготовить проект Рекомендации, содержащей основополагающие принципы и предложения мер по борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации на государственном уровне".
6. Десять членов РКВР были назначены нижеуказанными комитетами таким образом, чтобы обеспечить пропорциональное географическое распределение между государствами - членами Совета Европы: РКВР (CDEG), Руководящий комитет по вопросам социальной политики (CDPS), Руководящий комитет по вопросам прав человека (CDDH), Руководящий комитет по вопросам связи с общественностью (CDMM), Европейский комитет по правовому сотрудничеству (CDCJ), Европейский комитет по вопросам преступности (CDPC), Европейский комитет по вопросам миграции (CDMG), Правительственный комитет по Социальной хартии (TSG).
7. См. Рекомендации, принятые Комитетом Министров Совета Европы: Рекомендация N R (99) 11 о сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции, а также торговле детьми и молодыми людьми, Рекомендация N R (96) 8 о криминальной политике в Европе в период преобразований, Рекомендация N R (97) 13 о запугивании свидетелей и о праве на защиту; Рекомендации, принятые Парламентской ассамблеей Совета Европы: Рекомендация 1065 (1987) о торговле детьми и других формах детской эксплуатации, Рекомендация 1211 (1993) о подпольной миграции: о "перевозчиках" подпольных мигрантов и их работодателях, Рекомендация 1099 (1996) о сексуальной эксплуатации детей и Рекомендация 1325 (1997) о торговле женщинами и принудительной проституции в государствах - членах Совета Европы.
8. Понятие "несовершеннолетний" обозначает любое лицо, не достигшее 18 лет, как это определено в Конвенции ООН о правах ребенка (1999 год).
9. Кроме областей исследования, указанных в данной Рекомендации, редакторы также предложили изучить специфические вопросы, такие как: существование тесной связи между торговлей людьми и торговлей наркотиками; отмывание денег, полученных от сексуальной эксплуатации; сексуальный туризм; торговля и сексуальная эксплуатация несовершеннолетних; см. заключительный доклад о деятельности многопрофильной Группы специалистов по вопросам борьбы с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, документ EG-S-TS (99) 8.
10. Значителен вклад Совета Европы в изучение этих феноменов: Акты заседания рабочей группы, организованного в Страсбурге 28-29 сентября 1998 года, о "положительном" и "отрицательном" опыте в отношении образа женщины, передаваемого средствами массовой информации: факт торговли людьми.
11. Развитие сети организаций по торговле людьми связано с различными формами спроса. Таким образом, долгое время организации поставляли азиатских женщин на западный рынок. В 1998 году в таиландской прессе упоминалось о создании сети организаций, занимающихся торговлей славянскими женщинами (русскими и украинками) для азиатских мужчин, которым нравятся женщины, обладающие определенными физическими данными (светлый цвет лица, светлые волосы, светлые глаза).
12. См., в частности, исследования, проведенные господином Свен-Аксель Мансоном из Люндского университета, Высшей школы социальных наук (Швеция), а также господином Приором и господином Таксдалом (Норвегия), о "мужчине в торговле сексом". Опираясь на многочисленные беседы с мужчинами, "покупателями секса", господин Мансон различает три комплекса причин, побуждающих к этому поступку: любопытство, сексуальное разнообразие; проблемы общения и одиночества; проблемы в супружеской жизни. Исследования, проведенные норвежскими учеными Приором и Таксдалом, рассматривают акт покупки сексуальных услуг в контексте отношений между мужчинами и женщинами. Согласно авторам, если в прошлом покупка мужчиной сексуальных услуг была подтверждением мужского превосходства, отныне, учитывая изменения, произошедшие в обществе, этот акт может показаться попыткой восстановить утраченное превосходство. Они считают, что причины покупки сексуальных услуг изменились. Действительно, женщины, находящиеся в равном положении с мужчинами, не реагируют подобным образом и не склонны к покупке сексуальных услуг.
13. См. заключительный доклад Группы специалистов Совета Европы по вопросам борьбы с торговлей женщинами и с принудительной проституцией, Страсбург, декабрь 1993 года, и заключительный доклад многопрофильной Группы специалистов Совета Европы по вопросам борьбы с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, Страсбург, март 1999 года.
14. Самый распространенный метод заключается в размещении в прессе объявлений с предложением фиктивной работы за границей (Украина). Однако некоторые торговцы осмеливаются похищать девушек и женщин, затем бесследно исчезающих (Албания).
15. В качестве примера, опрос, проведенный в 1998 году среди учениц московских средних школ, показал, что в большинстве случаев, став взрослыми, они хотели бы работать манекенщицами или проститутками.
16. В том, что касается роли неправительственных организаций по вопросам борьбы с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, см. акты и заключения Международного семинара, организованного Советом Европы в Страсбурге 29 и 30 июня 1998 года (документ EG/NGO/SEM (98) 8).
17. О влиянии средств массовой информации в области торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации см. акты семинара, организованного Советом Европы 28 и 29 сентября 1998 года.
18. В соответствии со Статьей 10 Европейской Конвенции по правам человека и с прецедентной практикой, которая на нее ссылается.
19. Редакторы имели в виду, в частности, ситуации, связанные с различного рода конфликтами, которые благоприятствуют развитию торговли людьми и сексуальной эксплуатации, как, например, в Боснии и Герцеговине после подписания Дейтонских соглашений в 1995 году.
20. В этом отношении можно сослаться на программу действий, принятую в ходе 4-й Всемирной конференции по вопросам женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года): см., в частности, главы 4А и 4F в части II.
Текст документа сверен по:
Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год