РЕЗОЛЮЦИЯ (77) 27*
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

О компенсации потерпевшим от преступлений

     
Принята
Комитетом Министров
28 сентября 1977 года
на 275-м заседании
 Представителей Министров



Комитет Министров,

напоминая, что одной из целей Совета Европы является достижение большего единства между его членами;

полагая, что по соображениям справедливости и социальной солидарности необходимо работать над ситуациями,, в которые попадают потерпевшие от преступлений и, в частности тех, которые получили телесные повреждения, и также иждивенцев тех, кто погиб в результате совершения преступления;

считая, что возможности получения компенсации, которые доступны для потерпевших, зачастую недостаточны, особенно, когда преступник не был установлен или не обладает необходимыми средствами;

отмечая, что для исправления этой ситуации многие государства-члены уже создали специальные схемы предоставления компенсации потерпевшим, в то время как другие государства-члены обдумывают аналогичные меры;

считая, что является важным и отвечает интересам потерпевших закрепление руководящих принципов для гармонизации национальных положений в этой области,

I. Рекомендует Правительствам государств-членов принимать во внимание следующие принципы:

1) когда компенсация не может быть обеспечена другими средствами, государство должно делать пожертвования для компенсации:

a) каждому, кто получил тяжелые телесные повреждения в результате преступления,

b) иждивенцам любого человека, который умер в результате преступления;

2) что касается преступлений, следствием которых является причинение телесных повреждений, то, по крайней мере, все международные насильственные преступления должны компенсироваться, даже если преступник не может быть подвергнут уголовному преследованию;

3) компенсация должна предоставляться либо в рамках системы социального обеспечения или путем создания специальной схемы компенсации или путем обращения к страхованию;

4) компенсация должна быть максимально полной и справедливой, принимая во внимание характер и последствия повреждений;

5) компенсация должна включать, в подходящих случаях, по крайней мере, потери прошлого и будущего заработков, увеличение расходов, медицинские расходы, расходы на медицинскую и профессиональную реабилитацию и расходы на похороны;

6) по практическим и экономическим причинам компенсационные схемы могут предусматривать минимальные и максимальные размеры компенсаций. Компенсация также может быть фиксированной на основе заранее утвержденной шкалы или оценки в процентах повреждений. Выплата компенсации может быть ограничена и выплачиваться жертвам, которые находятся в затруднительном материальном положении;

7) компенсация может принимать форму единовременной выплаты или периодических платежей;

8) компенсационная схема должна предусматривать возможность предоставления, в случаях, не терпящих отлагательства, временных премий, когда может иметь место задержка при определении компенсации;

9) для избежания двойной компенсации, любое количество денег, полученных или которые можно получить из других источников, таких как социальное страхование или частная страховка, должны быть вычтены или возвращены;

10) схема должна суброгировать требования потерпевшего, насколько это возможно, без нанесения вреда реабилитации преступника;

11) компенсация может быть сокращена или в ней может быть отказано с учетом поведения потерпевшего и его взаимоотношений с преступником и его окружением;

12) за исключением случаев применения специальных конвенций, компенсацию следует выплачивать государству, на территории которого, включая морские и воздушные суда, произошло преступление;

13) что касается иностранных граждан, то должен полностью или частично применяться принцип взаимности.

II. Предлагает Правительствам государств-членов каждые пять лет информировать Генерального Секретаря Совета Европы о шагах, предпринятых для осуществления этой Резолюции.



Текст документа сверен по:

Совет Европы и Россия.

Сборник документов - М.: Издательство

"Юридическая литература",

2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»