РЕЗОЛЮЦИЯ (77) 27*
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
О компенсации потерпевшим от преступлений
Принята
Комитетом Министров
28 сентября 1977 года
на 275-м заседании
Представителей Министров
Комитет Министров,
напоминая, что одной из целей Совета Европы является достижение большего единства между его членами;
полагая, что по соображениям справедливости и социальной солидарности необходимо работать над ситуациями,, в которые попадают потерпевшие от преступлений и, в частности тех, которые получили телесные повреждения, и также иждивенцев тех, кто погиб в результате совершения преступления;
считая, что возможности получения компенсации, которые доступны для потерпевших, зачастую недостаточны, особенно, когда преступник не был установлен или не обладает необходимыми средствами;
отмечая, что для исправления этой ситуации многие государства-члены уже создали специальные схемы предоставления компенсации потерпевшим, в то время как другие государства-члены обдумывают аналогичные меры;
считая, что является важным и отвечает интересам потерпевших закрепление руководящих принципов для гармонизации национальных положений в этой области,
I. Рекомендует Правительствам государств-членов принимать во внимание следующие принципы:
1) когда компенсация не может быть обеспечена другими средствами, государство должно делать пожертвования для компенсации:
a) каждому, кто получил тяжелые телесные повреждения в результате преступления,
b) иждивенцам любого человека, который умер в результате преступления;
2) что касается преступлений, следствием которых является причинение телесных повреждений, то, по крайней мере, все международные насильственные преступления должны компенсироваться, даже если преступник не может быть подвергнут уголовному преследованию;
3) компенсация должна предоставляться либо в рамках системы социального обеспечения или путем создания специальной схемы компенсации или путем обращения к страхованию;
4) компенсация должна быть максимально полной и справедливой, принимая во внимание характер и последствия повреждений;
5) компенсация должна включать, в подходящих случаях, по крайней мере, потери прошлого и будущего заработков, увеличение расходов, медицинские расходы, расходы на медицинскую и профессиональную реабилитацию и расходы на похороны;
6) по практическим и экономическим причинам компенсационные схемы могут предусматривать минимальные и максимальные размеры компенсаций. Компенсация также может быть фиксированной на основе заранее утвержденной шкалы или оценки в процентах повреждений. Выплата компенсации может быть ограничена и выплачиваться жертвам, которые находятся в затруднительном материальном положении;
7) компенсация может принимать форму единовременной выплаты или периодических платежей;
8) компенсационная схема должна предусматривать возможность предоставления, в случаях, не терпящих отлагательства, временных премий, когда может иметь место задержка при определении компенсации;
9) для избежания двойной компенсации, любое количество денег, полученных или которые можно получить из других источников, таких как социальное страхование или частная страховка, должны быть вычтены или возвращены;
10) схема должна суброгировать требования потерпевшего, насколько это возможно, без нанесения вреда реабилитации преступника;
11) компенсация может быть сокращена или в ней может быть отказано с учетом поведения потерпевшего и его взаимоотношений с преступником и его окружением;
12) за исключением случаев применения специальных конвенций, компенсацию следует выплачивать государству, на территории которого, включая морские и воздушные суда, произошло преступление;
13) что касается иностранных граждан, то должен полностью или частично применяться принцип взаимности.
II. Предлагает Правительствам государств-членов каждые пять лет информировать Генерального Секретаря Совета Европы о шагах, предпринятых для осуществления этой Резолюции.
Текст документа сверен по:
Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год