Недействующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы позволила создать условия для финансирования судов только из федерального бюджета и обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия. Значительно вырос уровень заработной платы судей, а также материально-технического и информационного обеспечения судов.

В то же время еще не разрешены до конца проблемы открытости и прозрачности судебной системы, обеспечения прав граждан на доступное, гласное и справедливое правосудие. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский суд по правам человека.

Так, по решению Европейского суда по правам человека Российская Федерация выплатила в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 140546 рублей 25 копеек, 5540 английских фунтов.

Россия обязана исполнять решения, касающиеся совершенствования судопроизводства, доводить до сведения соответствующих ведомств решения суда и отчитываться о проделанной работе, при этом отчет принимает Комитет министров Совета Европы один раз в 3 месяца. К числу ответчиков, к которым чаще всего обращены решения Европейского суда по правам человека, относятся и органы судебной системы.

Еще одной проблемой, тесно связанной с деятельностью судебной системы, является низкий уровень исполнения судебных актов, который не превышает 52 процентов.

Неэффективная система исполнения судебных решений сводит на нет всю работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров. Указанное обстоятельство подрывает авторитет судебной системы.

Предлагаемая в настоящей Концепции система мер направлена на совершенствование судебной системы в целях обеспечения эффективной защиты прав и свобод граждан, в том числе права частной собственности как необходимого условия развития гражданского общества и функционирования экономики, а также на отказ от экстенсивного пути развития судебной системы.

Дальнейшее развитие судебной системы не может быть простым наращиванием количества судей вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых дел. В этой связи необходимы меры для интенсификации ее деятельности.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на новый качественный уровень деятельности. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого метода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Необходимость скоординированного и комплексного решения проблем программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:

большим значением эффективности работы органов правосудия для построения правового демократического государства;

тесной взаимосвязью и взаимозависимостью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особые требования к ее формированию и функционированию;

многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.

С учетом изложенного использование в 2007-2011 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления и создания в Российской Федерации системы правосудия, адекватной требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права.