Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 (утратило силу с 18.04.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2019 N 393)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами


Внутренние водные ресурсы являются уникальным богатством нашей страны.

Сеть внутренних водных путей и открытые выходы в морские бассейны делают внутренний водный транспорт важнейшей составной частью транспортной системы Российской Федерации. Использование природных водных путей позволяет максимально быстро обеспечить транспортное освоение отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов. Услугами внутреннего водного транспорта пользуются 68 регионов страны. Особенно значима его роль для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Благодаря строительству Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, канала имени Москвы, Волго-Донского судоходного канала и гидротехнических комплексных гидроузлов на реках Волге, Каме, Дону в европейской части страны создана единая глубоководная система, сеть водных путей которой позволяет повысить эффективность внешнеторговых перевозок.

Надежное техническое состояние гидротехнических сооружений и безопасные условия судоходства на внутренних водных путях России обеспечивают 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы". Созданная система управления внутренними водными путями позволяет проводить единую техническую политику, целенаправленно использовать выделяемые бюджетные средства.

Итоги реализации подпрограммы в 2002-2005 годах показали следующее.

Общие расходы (в ценах соответствующих лет) на реализацию подпрограммы в этот период составили 4584,4 млн.рублей, том числе за счет средств федерального бюджета - 3861,7 млн.рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 177,1 млн.рублей, внебюджетных источников - 545,6 млн.рублей. Не завершена реконструкция камер шлюзов Беломорско-Балтийского канала, не восстановлена работоспособность западной нитки Пермского шлюза после аварии 1994 года, не в полном объеме произведена замена затворов на шлюзах, насосных агрегатов на канале имени Москвы, со значительным отставанием по срокам начата замена насосных агрегатов на Волго-Донском судоходном канале, медленными темпами ведется замена шлюзовых ворот на волжских, камских и других судоходных сооружениях. Для развития внутренних водных путей международного транспортного коридора "Север - Юг" были запланированы средства из внебюджетных источников на строительство второй нитки Кочетовского шлюза, русловыправительных сооружений и нового Городецкого гидроузла на р.Волге. При этом технический вариант решения проблемы улучшения судоходства на р.Волга изменен по сравнению с первоначальным с увеличением стоимости объекта. Технико-экономическое обоснование строительства вторых ниток Волго-Балтийского водного пути не финансировалось. Предусмотренное подпрограммой строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла начато лишь в 2004 году. Не выполнена программа строительства технического флота. Не удалось осуществить ряд мероприятий по улучшению экологической безопасности на внутренних водных путях, между тем их значение возросло.

Основные средства в 2002-2005 годах были направлены на выполнение работ на 45 крупнейших объектах реконструкции гидротехнических сооружений и участках водных путей, на строительство и модернизацию 7 судов технического флота, в 6 бассейнах приступили к реконструкции технологической связи с использованием современных технических средств и технологий на базе выполненных технико-экономических обоснований инвестиций, в 4 учебных заведениях отрасли продолжены работы по реконструкции учебно-лабораторных корпусов.

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2002-2005 годах составило 20,3 млн.рублей, или примерно 20 процентов предусмотренного подпрограммой объема. В результате не полностью выполнены исследования по тематике технического и экологического блоков. Также не осуществлены научно-исследовательские работы по экономической тематике. В размерах, предусмотренных подпрограммой, профинансирован только нормативно-правовой блок мероприятий.

Результаты выполнения программных мероприятий в 2002-2005 годах послужили основой для корректировки подпрограммы, в ходе которой были пересмотрены целевые и объемные показатели, уточнены состав и перечень мероприятий, учтены отраслевые и региональные интересы развития внутренних водных путей, необходимость обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, реализации программно-целевого подхода при формировании и исполнении бюджета, усиления целевого характера финансирования транспортных проектов.

Развитие и реконструкция сети внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений относятся к приоритетным задачам государственной деятельности в Российской Федерации и отвечают основным целям развития транспортной системы в целом. Подпрограмма рассчитана на период до 2010 года и отвечает приоритетам и критериям формирования федеральных целевых программ по следующим признакам:

соответствие подпрограммы основным направлениям социально-экономической политики на среднесрочную перспективу. Подпрограмма направлена на концентрацию всех ресурсов для решения только ключевых приоритетных проблем, стоящих перед внутренним водным транспортом, и удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов и населения;

межведомственный характер программных мероприятий и необходимость их осуществления в тесном взаимодействии с субъектами Российской Федерации с учетом интересов отраслей экономики (энергетики, мелиорации, водоснабжения);

комплексное назначение инфраструктуры судоходных внутренних водных путей и использование ее для целей судоходства, водоснабжения, выработки электроэнергии, орошения, сохранения экологического равновесия;

межрегиональный характер программных мероприятий, которые затрагивают интересы 68 субъектов Российской Федерации, где расположены объекты внутренних водных путей. Мероприятия, проводимые в каждом бассейне, взаимосвязаны и влияют на функционирование всей системы в целом;

проблемы интеграции внутренних водных путей в общеевропейскую систему, обеспечение их соответствия мировым стандартам, формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием внутреннего водного транспорта требуют к себе внимания со стороны государства;

техническое состояние судоходных гидротехнических сооружений, являющихся объектами длительного использования и потенциально опасными объектами стратегического значения, должно соответствовать критериям безопасности и обеспечивать достаточный запас прочности для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Данная задача носит долгосрочный характер;

наличие значительного мультипликативного эффекта, который проявится не только в предусмотренных подпрограммой проектах в области внутреннего водного транспорта, но и в других сферах экономической деятельности (внетранспортный эффект).

Программный подход к решению проблем развития и реконструкции инфраструктуры внутренних водных путей России позволит путем комплексного и согласованного развития ее основных звеньев, обоснованного выбора приоритетных и высокоэффективных проектов обеспечить минимизацию размера необходимых инвестиций. Подпрограмма позволит сориентировать на длительный срок потенциальных инвесторов, транспортные предприятия и подрядные организации.