По объему перевалки грузов Каспийский бассейн уступает другим морским бассейнам России. Однако значение каспийских портов достаточно велико, поскольку они находятся на направлении международного транспортного коридора "Север - Юг", связывающего страны Западной Европы через Иран с Индией и странами Персидского залива.
В 2005 году портами бассейна перевалено 10,2 млн.тонн грузов, что вдвое больше, чем в 2001 году. По прогнозам, к 2010 году общий грузооборот портов бассейна возрастет по сравнению с 2001 годом в 3,3 раза и составит более 18 млн.тонн в год.
Порт Махачкала имеет важное стратегическое значение для России, поскольку через него осуществляются торговые связи с Закавказьем, Средней Азией, Ираном и другими государствами Ближнего и Среднего Востока.
В связи с резким подъемом уровня Каспийского моря причальные и оградительные сооружения, дороги и инженерные коммуникации были подтоплены, подверглись разрушению и оказались практически непригодными для нормальной эксплуатационной деятельности.
В 1992-1994 годах за счет средств федерального бюджета были проведены работы, позволившие ввести в эксплуатацию 2 причала сухогрузного района мощностью 0,4 млн.тонн в год.
В связи с изменившейся геополитической ситуацией в Северо-Кавказском регионе, предстоящим ростом транзитных перевозок через порты Каспийского бассейна, формированием международного транспортного коридора "Север - Юг" возрастает роль Махачкалинского порта как ключевого субъекта транспортной инфраструктуры на Северном Кавказе.
Порт становится также важным перевалочным комплексом в системе транспортировки каспийской, туркменской и казахстанской нефти с использованием железнодорожного транспорта. В совокупности с портами Астраханского транспортного узла Махачкалинский порт образует перевалочные мощности международного транспортного коридора "Север - Юг" для движения товаров из северо-западной части Европы транзитом через Иран с выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион.
С учетом этих обстоятельств распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 1017-р принято решение о реконструкции и развитии Махачкалинского порта.
В 2005 году портом перевалено 5,13 млн.тонн грузов, что вдвое больше, чем в 2001 году.
Основными работами являются реконструкция и развитие 1-й очереди порта.
Предполагается, что к 2010 году грузооборот порта достигнет 12 млн.тонн в год, из которых не менее 10 млн.тонн составят наливные грузы.
Порт Оля расположен в Астраханской области. Строительство порта начато в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 1992 года N 1314 "О государственной поддержке возрождения торгового флота на Каспии". Новый порт призван обеспечить закрепление позиций России на Каспийском море, развитие транспортных связей с государствами Кавказа, Средней Азии, Ираном, создание инфраструктуры, необходимой для функционирования подразделений Военно-Морского Флота, пограничной, таможенной и других служб.
В июне 1997 года введена в эксплуатацию 1-я очередь Пионерного причала с целью использования его как грузового. Дальнейшее развитие портовых мощностей осуществляется в районе этого причала. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 года N 1486-р порт был открыт для международного грузового и пассажирского сообщения.
Значение порта существенно возрастает в связи с формированием международного транспортного коридора "Север - Юг".
Порт является составной частью Астраханского водно-транспортного узла, грузооборот которого составил в 2005 году 5,2 млн.тонн в год. К 2010 году намечено увеличить его до 6 млн.тонн в год. Порт будет перегружать преимущественно генеральные грузы и грузы в контейнерах.