Через порты Черноморско-Азовского бассейна проходит около 37 процентов российских грузов, перевозимых морем. В 2005 году общий грузооборот портов бассейна составил 148,7 млн.тонн, превысив уровень 2001 года почти на 60 процентов.
Наливные грузы составляют 69 процентов грузооборота портов бассейна, уголь и металлы - по 9 процентов.
Доля участия портов Украины в общем объеме перевалки российских грузов в Южном бассейне в 2005 году составила 16 процентов.
Ожидается, что к 2010 году грузооборот морских портов Черноморско-Азовского бассейна достигнет 226 млн.тонн в год, превысив уровень 2001 года более чем в 2 раза.
Порт Новороссийск является крупнейшим российским портом на Черном море. По общему грузообороту он прочно удерживает 1-е место в стране, а по объему перевалки сухих грузов уступает только порту Санкт-Петербург.
Роль порта Новороссийск возрастает в связи с продлением до черноморских портов международного транспортного коридора N 9.
В 2005 году портом перевалено 113,3 млн.тонн грузов (86,7 млн.тонн наливных и 24,6 млн.тонн сухих), что на 68 процентов больше, чем в 2001 году.
Подпрограмма предусматривает комплексное развитие порта (включая новый юго-восточный грузовой район), ориентированное практически на полную номенклатуру грузов (наливные, генеральные, зерновые, грузы в контейнерах и на судах типа "ро-ро").
Объемы перегрузки сырой нефти будут возрастать по мере реализации проекта Каспийского трубопроводного консорциума, предусматривающего транспортировку нефти из Казахстана (включая Тенгизское месторождение) и России через морской терминал в Южной Озереевке. В 2002 году на этом терминале перегружено 11 млн.тонн нефти, в 2005 году - 30,5 млн.тонн. В перспективе грузооборот терминала может составить 67 млн.тонн в год.
Порт Туапсе - 2-й по величине после Новороссийска российский порт на Черном море. В 2005 году в порту перевалено 21,3 млн.тонн грузов (из них 14,7 млн.тонн сырой нефти и нефтепродуктов), что на 34 процента больше, чем в 2001 году.
Подпрограмма предусматривает дальнейший рост объемов перевалки в порту наливных грузов, для чего запланировано строительство глубоководного нефтеналивного причала N 1А. Намечено также строительство причалов для перевалки генеральных грузов.
По прогнозам, в 2010 году грузооборот порта составит 28 млн.тонн в год, что на 86 процентов больше, чем в 2001 году.
Порт Кавказ расположен в Керченском проливе на косе Чушка между Черным и Азовским морями. В 2005 году портом перевалено 10,2 млн.тонн грузов, что на 29 процентов больше, чем в 2001 году.
В перспективе порт увеличит объемы перевалки как наливных (сырой нефти, нефтепродуктов, нефтехимических), так и сухих грузов. Кроме того, получит развитие морская железнодорожная паромная переправа на направлениях Крым и Поти. Прорабатывается вопрос организации паромной линии на направлениях Болгария и Турция.
К 2010 году грузооборот порта увеличится более чем в 2 раза по сравнению с 2001 годом и составит 14,5 млн.тонн в год.
Порт Темрюк расположен в Темрюкском заливе на побережье Азовского моря в 52 км от Керченского пролива. Порт специализируется на перевалке генеральных грузов широкой номенклатуры (в том числе контейнеров, тяжеловесов, негабаритных грузов), перевозка которых выполняется малотоннажными судами в порты (из портов) Черного и Средиземного морей.
В 2005 году порт перегрузил 1,83 млн.тонн, что в 4,6 раза больше, чем в 2001 году. В 2010 году грузооборот порта должен достигнуть 4,5 млн.тонн в год.
Порт Тамань расположен в районе мыса Железный Рог. Это новый порт. Его задача - переключить на себя грузопоток аммиака из украинского порта Южный. Поэтому предусмотрено строительство комплекса для перегрузки аммиака производственной мощностью 2 млн.тонн в год и других видов грузов общим объемом до 33 млн.тонн в год.
С 2006 года мероприятия подпрограммы в порту Тамань будут осуществляться в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Порт Сочи - единственный в России крупный порт, специализированный на обслуживании морских пассажирских и круизных судов. Перевалка грузов производится в порту в относительно небольших объемах.
В целях создания современной транспортной инфраструктуры и реализации принятого Правительством Российской Федерации решения о превращении города-курорта Сочи в центр зимних видов спорта мирового значения предусмотрено развитие порта Сочи в интересах обслуживания морских пассажирских и круизных перевозок, морских прогулок, а также яхтинга.
С учетом реальных возможностей финансирования в порту планируется реконструкция гидротехнических сооружений и береговых объектов в границах оградительных сооружений, ремонт инженерных сетей и других объектов портовой инфраструктуры.