Порты Северного бассейна переваливают около 7,5 процента всех российских грузов. В 2005 году их общий грузооборот составил 36,9 млн.тонн в год, что в 2,3 раза больше, чем в 2001 году. На порт Мурманск приходится 82 процента всего грузооборота бассейна. За ним по объему грузооборота следуют порты Архангельск и Кандалакша. Эти 3 порта работают преимущественно с внешнеторговыми грузами. Остальные порты бассейна обеспечивают чуть более 1 процента грузооборота, при этом они переваливают только каботажные грузы.
Более половины грузооборота бассейна составляют нефтеналивные грузы, 27 процентов - уголь, 11 процентов - минеральные удобрения, включая апатитовый концентрат.
В перспективе в связи с оживлением хозяйственной деятельности в Арктике и, как следствие, увеличением объемов перевозок по Северному морскому пути грузооборот портов Северного бассейна будет возрастать за счет как внешнеторговых грузов (угля, минеральных удобрений и особенно нефти), так и каботажных. По прогнозам, к 2010 году объемы перевалки грузов в портах бассейна возрастут почти в 3 раза по сравнению с 2001 годом, превысив 40 млн.тонн в год.
Порт Мурманск расположен в удобном для судоходства, глубоководном, защищенном от воздействия стихии Кольском заливе. Климатические условия предопределили значение Мурманского порта как важнейшего транспортного узла Северо-Западного промышленного региона, обслуживающего и экспортно-импортные перевозки, и перевозки по Северному морскому пути.
Преимуществами Мурманского порта являются:
круглогодичное обслуживание судов без затрат на ледовую проводку, поскольку акватория порта практически не замерзает даже в суровые зимы;
возможность обработки судов любой грузоподъемности;
прямой выход судов в океан без прохода через проливы, контролируемые иностранными государствами;
хорошая защищенность от ветра, позволяющая обходиться без дорогостоящих волнозащитных сооружений.
В 2005 году грузооборот порта составил 29,7 млн.тонн в год, увеличившись в 2,7 раза по сравнению с 2001 годом. По прогнозам, к 2010 году грузооборот порта достигнет 52 млн.тонн в год.
Через порты Балтийского бассейна проходит 37 процентов российских грузов, отправляемых (прибывающих) морем. Это исключительно внешнеторговые грузы (доля каботажа ничтожна). В 2005 году грузооборот портов бассейна составил 141,5 млн.тонн в год, что на 70 процентов больше, чем в 2001 году. Впервые по объему грузооборота Балтийский бассейн, хотя и незначительно (на 1,5 млн.тонн), превысил Черноморско-Азовский.
Почти 60 процентов грузооборота составляют сырая нефть и нефтепродукты, 13 процентов приходится на уголь, 7 процентов - на металлы, по 5,5 процентов - на минеральные удобрения и грузы в контейнерах.
В российском грузообороте Балтийского бассейна все еще велика доля портов стран Балтии и Финляндии. В 2005 году она составила 31 процент (для сравнения - в грузообороте Черноморско-Азовского бассейна доля портов Украины составляет 16 процентов). Порты сопредельных стран на Балтике переваливают 32 процента наливных грузов, 67 процентов угля, 42 процента минеральных удобрений. Это обусловливает необходимость развития производственных мощностей в российских портах с целью переключения на них части указанных грузопотоков. Поэтому в Финском заливе построен и развивается нефтеналивной порт Приморск и строится порт в районе Усть-Луги для перевалки преимущественно сухих грузов.
По прогнозам, к 2010 году грузооборот портов Балтийского бассейна возрастет по сравнению с 2001 годом на 75 процентов и составит 173 млн.тонн в год.
Порт Санкт-Петербург является крупным транспортным узлом Северо-Западного района и одним из крупнейших портов России, имеющим развитую транспортную инфраструктуру, связывающую его с железнодорожным, речным и автомобильным транспортом. Порт входит в международный транспортный коридор N 9.
По общему грузообороту порт Санкт-Петербург уступает только порту Новороссийск, а по объему перевалки сухих грузов занимает 1-е место в стране.
Развитие порта осуществляется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 1997 года N 554 "Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 года N 392-р.
В 2005 году грузооборот порта увеличился по сравнению с 2001 годом на 33 процента, превысив 57 млн.тонн в год.
В соответствии с подпрограммой осуществляется строительство и реконструкция перегрузочных комплексов практически для всех видов грузов - наливных, навалочных (минеральные удобрения), генеральных, скоропортящихся, грузов в контейнерах.
Ведется также строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове, создается региональная система безопасности мореплавания в Финском заливе.
Предполагается, что к 2010 году грузооборот порта Санкт-Петербург составит 62 млн.тонн в год, то есть превысит уровень 2001 года более чем на 60 процентов.
Порт Калининград играет важную роль в обеспечении надежной транспортной связи Калининградской области с основной территорией Российской Федерации, а также в развитии транзитных перевозок через Калининградскую область.
В 2005 году грузооборот порта увеличился по сравнению с 2001 годом в 2,3 раза, составив 14,6 млн.тонн в год.
Идет интенсивное строительство новых перегрузочных комплексов в районе г.Балтийска.
По прогнозам, в 2010 году грузооборот порта составит 17 млн.тонн в год, превысив уровень 2001 года почти в 3 раза.
Порт Высоцк в 2005 году перевалил 11,2 млн.тонн грузов. В порту заканчивается строительство распределительного перегрузочного комплекса нефтепродуктов "Высоцк-Лукойл-II" мощностью 10,7 млн.тонн в год, позволяющий переключить часть грузопотока нефтепродуктов из портов сопредельных стран на российский порт.
К 2010 году грузооборот порта Высоцк возрастет до 15 млн.тонн в год. При этом почти три четверти грузооборота составят нефтепродукты.
Строительство порта Усть-Луга начато в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 728-р с целью создания мощных, высокопроизводительных комплексов для перевалки массовых грузов (угля, минеральных удобрений) на крупнотоннажные суда грузоподъемностью свыше 30 тыс.тонн.