Основой национальной безопасности России в Арктике является атомный ледокольный флот, играющий решающую роль в обеспечении круглогодичного судоходства по Северному морскому пути.
В настоящее время на трассах Северного морского пути работают 6 атомных ледоколов. Ожидаемые сроки вывода их из эксплуатации: "Арктика" - 2007 год, "Россия" - 2010 год, "Таймыр" - 2013 год, "Вайгач" и "Советский Союз" - 2014 год, "Ямал" - 2017 год.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года N 1528-р завершается достройка атомного ледокола "50 лет Победы".
Ввиду выработки ресурса судовых ядерных энергетических установок и завершения нормативного срока службы действующего атомного ледокольного флота, с 2014 года проводку судов в Арктике будут обеспечивать только 2 атомных ледокола ("50 лет Победы" и "Ямал") вместо 6 работающих в настоящее время, а с 2017 года останется только 1 работающий ледокол "50 лет Победы", что приведет к резкому сокращению объема грузоперевозок по Северному морскому пути.
В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование создания и строительства атомного ледокольного флота нового поколения для обслуживания Северного морского пути.
В результате анализа перспективы развития грузоперевозок в Арктике с учетом наличия действующего атомного ледокольного флота и необходимости его списания разработаны предложения по пополнению ледокольного флота.
Необходимо спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию до 2015 года 2 атомных ледокола нового поколения мощностью 55-60 МВт.
Атомный ледокольный флот находится в государственной собственности, предназначен для решения общегосударственных задач по обслуживанию национального судоходства в Арктике, финансирование его строительства осуществляется за счет средств федерального бюджета.