Анализ итогов реализации подпрограммы в 2002-2003 годах в части стимулирования заказов и поставок воздушных судов нового поколения показал, что механизм поддержки лизинга, определенный в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 466, не позволил в полной мере решить проблему увеличения производства новой авиационной техники, поскольку в нем не предусмотрена государственная поддержка производителей этой техники.
В течение 2003 года были разработаны, обоснованы и согласованы с предприятиями авиапромышленности и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации принципы формирования долгосрочного портфеля заявок на производство и поставки новых воздушных судов. На основе этих принципов реализуется следующий механизм:
формирование заявок авиакомпаний на производство воздушных судов нового поколения производится на основе исчерпывающей и подтвержденной информации изготовителя авиационной техники о реальных технико-экономических характеристиках воздушных судов, включая гарантийные ресурсы, комплектацию, условия послепродажного обслуживания, обоснование продажной цены;
заявки на производство авиатехники по лизинговым схемам осуществляются по поручению потенциального лизингополучателя (авиакомпании) лизингодателем (лизинговой компанией);
заявки на производство новых воздушных судов должны быть сформированы на срок не менее 5 лет. Размер предоплаты по оформленным заявкам оговаривается специальным соглашением;
учитывая современное состояние рынка продаж российской гражданской авиатехники необходимо, чтобы российские банки кредитовали эти сделки под 4-6 процентов годовых в валюте и 6-8 процентов годовых в рублях.
Формирование указанных заявок реализуется в следующем порядке:
авиакомпании совместно с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации направляют на заводы - изготовители воздушных судов уведомления о формировании долгосрочного портфеля заявок на производство и поставки воздушных судов с обращением о предоставлении необходимой информации о возможности их производства (сроки производства, сдачи воздушных судов, условия послепродажного сервисного обслуживания, потребный объем авансирования);
изготовители воздушных судов уведомляют авиакомпании и лизинговые компании о возможности производства сертифицированных воздушных судов, об условиях послепродажного сервисного обслуживания, обосновании продажной цены, о сроках изготовления, об объемах авансированного платежа (при необходимости);
авиакомпании на основании предложений изготовителей воздушных судов формируют предложения по поставкам на условиях лизинга по каждому типу воздушных судов с указанием условий государственной поддержки их лизинга (приобретения) и представляют эти предложения в Федеральное агентство воздушного транспорта;
на основании предложений изготовителей воздушных судов авиакомпания принимает решение о форме приобретения воздушных судов (лизинг, приобретение по кредиту, либо на основе прямой закупки) и поручает лизинговой компании подготовку трехстороннего соглашения на их производство (при реализации схемы лизинга);
лизинговая компания как потенциальный собственник создаваемых воздушных судов готовит трехстороннее соглашение о начале производства воздушных судов, неотъемлемой частью которого является предоплата, обеспечивающая запуск производства. Предоплата осуществляется авиакомпанией - конечным потребителем продукции, размер предоплаты не должен превышать 15-20 процентов общей стоимости сделки. Сумма предоплаты должна уменьшить размер лизинговых платежей либо учитываться в качестве залога по договору лизинга с обязательным возвратом после истечения срока договора и уплаты всей суммы лизинговых платежей;
лизинговая компания (при необходимости) и авиакомпания заключают кредитное соглашение с российской кредитной организацией (банком). При этом лизинговая компания заключает кредитное соглашение на оплату всей суммы сделки за минусом предоплаты, авиакомпания - на сумму предоплаты;
учитывая, что цикл изготовления воздушного судна составляет 1,5-2 года, оплата его производства осуществляется частями. Готовое воздушное судно предъявляется авиакомпании, которая после приемки и оформления соответствующих документов вводит его в эксплуатацию. С этого момента авиакомпания начинает выплату лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга. Лизинговая компания осуществляет погашение кредита и процентов по нему за счет лизинговых платежей;
на основании трехстороннего соглашения на начало производства новых воздушных судов авиакомпании совместно с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации формируют долгосрочный портфель заявок на производство и поставку воздушных судов по годам их производства, а также титульные списки проектов на каждый год их реализации.