В целях приведения структуры сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также автомобильных дорог местного значения, системы управления этими дорогами и их финансирования в соответствие с положениями законодательства в области разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 209 внесены изменения в классификацию автомобильных дорог. Указанные изменения предусматривают включение в сеть автомобильных дорог общего пользования помимо автомобильных дорог федерального и регионального значения автомобильных дорог местного значения, которые должны ликвидировать имеющиеся разрывы на автомобильных дорогах федерального и регионального значения в городах и других населенных пунктах.
В соответствии с указанными изменениями сеть автомобильных дорог включает:
автомобильные дороги федерального значения, находящиеся в собственности Российской Федерации;
автомобильные дороги регионального значения, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;
автомобильные дороги местного значения, находящиеся в собственности городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.
В целях формирования указанной структуры сети автомобильных дорог общего пользования необходимо реализовать следующие мероприятия:
установление органов, ответственных за состояние и развитие соответствующих автомобильных дорог, установление полномочий по управлению, организации и финансированию работ для каждого уровня сети автомобильных дорог общего пользования;
определение расходных обязательств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по финансированию дорожного хозяйства в соответствии с нормативами;
инвентаризация сети автомобильных дорог общего пользования с учетом положений и критериев новой классификации;
приведение закрепления автомобильных дорог общего пользования или их участков, а также иного имущества за органами управления дорожным хозяйством федерального, регионального и местного уровня в соответствие с установленными полномочиями;
приведение форм государственной статистической отчетности по автомобильным дорогам в соответствие с принятой структурой сети автомобильных дорог общего пользования, системой управления и финансирования указанных дорог.
С учетом неопределенности объемов изменения протяженности сети автомобильных дорог общего пользования мероприятия подпрограммы приведены с учетом показателей ранее действовавшей классификации, предусматривавшей разделение автомобильных дорог общего пользования на федеральные и территориальные автомобильные дороги. По результатам передачи участков дорожной сети от одного уровня управления к другому уровню должно быть произведено уточнение целевых показателей подпрограммы.
До передачи автомобильных дорог регионального значения в ведение органов местного самоуправления рекомендуется осуществлять строительство или приведение в нормативное состояние таких дорог за счет средств субъектов Российской Федерации с привлечением для этих целей в отдельных случаях средств бюджетов муниципальных образований.
В целях приведения в соответствие с требованиями законодательства в области разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также в целях обеспечения достижения поставленных целей и задач в рамках подпрограммы следует реализовать меры по совершенствованию системы финансирования дорожного хозяйства с учетом протяженности сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, ее загрузки и потребностей в совершенствовании и развитии.
Необходимо переработать и утвердить в установленном порядке нормативы содержания и ремонта автомобильных дорог федерального и регионального значения, учитывающие их категорию, интенсивность движения транспортных средств и дорожно-климатические условия.
Для повышения обоснованности предложений по формированию бюджета дорожного хозяйства, обеспечения стабильности финансирования крупных инвестиционных проектов, имеющих длительный инвестиционный цикл, в 2005-2007 годах будет осуществлен переход на бюджетирование, ориентированное на достижение конечных результатов и целевых показателей в увязке со среднесрочным планированием.
Перспективное планирование реконструкции и строительства автомобильных дорог федерального и регионального значения будет основываться на своевременной разработке и актуализации предпроектной и проектной документации с учетом длительности инвестиционного цикла дорожных проектов, сроков разработки, рассмотрения и утверждения проектной документации.
В целях снижения нагрузки на государственный бюджет в период реализации подпрограммы предусматривается привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе средств внешних и внутренних займов, кредитов, облигационных займов, средств частных инвесторов, грантов для строительства и эксплуатации автомобильных дорог федерального и регионального значения, внедрение принципов государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве.
Совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства будет сопровождаться разработкой и реализацией ряда мероприятий по обеспечению прозрачности системы финансирования и бюджетного планирования, повышению эффективности инвестиций и текущих расходов, адресности расходования средств, исключающей их нецелевое использование, усилению ответственности соответствующих органов власти за эффективное и целевое использование средств, направляемых на финансирование автомобильных дорог федерального и регионального значения.
Эффективность инвестиций в дорожное хозяйство должна обеспечиваться за счет:
приоритетного финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог федерального и регионального значения;
сокращения количества объектов незавершенного строительства путем концентрации финансовых ресурсов на финансировании объектов высокой степени готовности и ввода их в эксплуатацию для скорейшего получения отдачи от вложенных средств;
планирования сроков завершения проектов совершенствования и развития автомобильных дорог федерального и регионального значения исходя из показателей экономической эффективности, учитывающих особенности социально-экономического развития регионов.
Необходимо принять меры, направленные на ускорение ликвидации отставания в развитии автомобильных дорог федерального и регионального значения, устранение на основных автомобильных магистралях узких мест, создание условий для пропуска возрастающих транспортных потоков с учетом наделения соответствующими бюджетными полномочиями органов местного самоуправления, в ведение которых будут переданы автомобильные дороги местного значения.
Финансирование автомобильных дорог федерального значения будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, а автомобильных дорог регионального значения - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и субсидий, выделяемых из федерального бюджета.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности предоставления государственных услуг и управления имуществом в дорожном хозяйстве является создание условий для реализации мероприятий подпрограммы и разработка соответствующих нормативных правовых актов, обеспечивающих решение первоочередных задач, требующих законодательного урегулирования.
В системе управления автомобильными дорогами общего пользования и имуществом в дорожном хозяйстве предполагается:
определить права и ответственность органов управления автомобильными дорогами и участников дорожного движения, установить систему взаимодействия органов управления автомобильными дорогами федерального, регионального и местного значения между собой с целью формирования единой сети автомобильных дорог общего пользования, а также взаимодействия этих органов с хозяйствующими субъектами и другими органами власти;