Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 (утратило силу с 18.04.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2019 N 393)

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы


Целью подпрограммы является содействие экономическому росту, укреплению единого экономического пространства и обороноспособности Российской Федерации, а также повышению уровня жизни населения за счет формирования сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, соответствующей потребностям экономики, населения и государства.

Цель подпрограммы соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития страны, включающим повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, создание потенциала для будущего развития и укрепление национальной безопасности, а также соответствует приоритетам, определенным в посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации и в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года.

Цель подпрограммы отвечает миссии Министерства транспорта Российской Федерации по содействию экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, а также по превращению географических особенностей России в ее конкурентные преимущества.

Подпрограмма основывается на следующих принципах:

развитие дорожного хозяйства в соответствии с общими направлениями развития транспортной системы, принятыми в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года;

обеспечение скоординированного развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения;

обеспечение разработки нормативной правовой базы регулирования дорожного хозяйства, совершенствования системы управления в дорожной отрасли, повышения эффективности расходов на дорожное хозяйство;

формирование источников, сбалансированных по 3 уровням бюджетной системы страны в соответствии с классификацией автомобильных дорог, а также включение механизмов привлечения частных инвестиций для реализации проектов развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения.

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным относятся следующие задачи подпрограммы.

Первой задачей является формирование единой сети автомобильных дорог федерального и регионального значения без разрывов и "узких" мест, обеспечивающей безопасную, экономичную и удобную доставку грузов и пассажиров и способствующей ускорению экономического роста, улучшению транспортных связей между регионами Российской Федерации.

Основными результатами решения этой задачи должны стать:

улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог федерального значения и уменьшение доли протяженности таких автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, после проведения реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, параметры которых не соответствуют существующей и перспективной интенсивности движения автотранспортных потоков, устройства транспортных развязок и пешеходных тоннелей;

формирование опорной сети автомобильных дорог федерального значения, связывающей все субъекты Российской Федерации, создание новых направлений автомобильных дорог федерального значения в обход населенных пунктов, реализация проектов строительства автодорожных подходов к транспортным узлам, морским портам и железнодорожным станциям, строительство новых подходов автомобильных дорог к городам.

Поскольку решение этой задачи связано с созданием чрезвычайно капиталоемких, но зачастую привлекательных для инвесторов объектов, то целесообразно рассматривать для их реализации привлечение внебюджетных инвестиций на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.

Целевые показатели решения задачи:

увеличение протяженности построенных и реконструированных автомобильных дорог федерального значения;

увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения высших (I и II) категорий;

доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог федерального значения;

доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности сети автомобильных дорог федерального значения.

В результате решения указанной задачи к 2010 году будет построено и реконструировано 4 тыс.километров автомобильных дорог федерального значения. Протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения высших (I и II) категорий увеличится до 36,3 тыс.километров, однако, доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, увеличится с 26,5 процента в 2002 году до 30,7 процента в 2010 году.

Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, к 2010 году увеличится на 1,1 процента по сравнению с 2002 годом и составит 39,1 процента.

Незначительное изменение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог федерального значения вызвано необходимостью ликвидации ранее накопленного отставания в области восстановительных и ремонтных работ, сложившейся динамикой деградации несущей способности дорожных одежд, повышением уровня несоответствия технических показателей требованиям, установленным с учетом возрастающей интенсивности движения и транспортной нагрузки, с одной стороны, и существенным сокращением объемов выполнения капитального ремонта и реконструкции в 2005 году, с другой стороны, что усугубило указанные тенденции.

Концентрация инвестиционных ресурсов подпрограммы на небольшом количестве крупных капиталоемких объектов взамен ускоренной реконструкции автомобильных дорог не позволит добиться улучшения прочностных характеристик автомобильных дорог федерального значения. Учитывая, что большие объемы работ по строительству и реконструкции указанных дорог были выполнены в 70-90-х годах ХХ века и продолжительность жизненного цикла дорог составляет 30 лет, катастрофический характер деградации дорожной одежды и мостовых сооружений (без принятия дополнительных мер сверх предусмотренных подпрограммой) в рамках определенного в ней ресурсного обеспечения проявит себя уже через 5-10 лет.

Второй задачей является повышение уровня доступности транспортных услуг и сети автомобильных дорог федерального и регионального значения для населения и хозяйствующих субъектов, а также содействие росту мобильности населения за счет формирования единой сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также автомобильных дорог местного значения.

Основными результатами решения этой задачи станут:

удовлетворение потребностей населения и представителей бизнеса в государственных услугах, предоставляемых автомобильными дорогами, обеспечение наиболее крупных населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог федерального и регионального значения по автомобильным дорогам с твердым покрытием, реализация проектов строительства мостовых переходов через крупные реки;

улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог федерального и регионального значения для снижения затрат времени пользователей и расходов на автомобильные перевозки;

сокращение разрыва между ростом парка автотранспортных средств и развитием сети автомобильных дорог федерального и регионального значения с целью повышения скорости доставки грузов и мобильности населения, стимулирования инвестиционной активности, роста стоимости земель и недвижимости.