Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 (утратило силу с 18.04.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2019 N 393)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Развитие сети автомобильных дорог федерального и регионального значения в 2002-2005 годах осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848. В 2002-2005 годах работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения были выполнены на 44 процента, а по проведению капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог - на 67 процентов. Всего отремонтировано около 79,3 тыс.километров автомобильных дорог федерального и регионального значения.

Темпы дорожного строительства сегодня отстают от темпов роста автомобильного парка страны. Так, за 2002-2004 годы протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения увеличилась на 3 процента при росте автомобильного парка страны на 20 процентов. Рост парка автотранспортных средств сказывается на интенсивности движения автотранспортных потоков, которая за последние годы на опорной сети автомобильных дорог федерального и регионального значения возросла более чем в 2 раза. Расчеты показали, что около 48 процентов общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки этих дорог. Это приводит к росту затрат на автомобильные перевозки на 20-30 процентов по сравнению с нормальными условиями движения. Проблемы нарастания отставания в развитии автомобильных дорог федерального и регионального значения по сравнению с ростом автомобильного парка создают угрозу ограничения экономического роста и замедления социального развития страны, приводят к возникновению системных транспортных заторов из-за недостаточной пропускной способности сети автомобильных дорог федерального и регионального значения. При сохранении существующих объемов дорожного строительства решение приоритетной задачи реконструкции и модернизации автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров будет завершено не ранее чем через 25-30 лет.

Особое беспокойство вызывает состояние сети автомобильных дорог федерального и регионального значения. В 2004-2005 годах ежегодно ремонтировалось около 16 тыс.километров автомобильных дорог федерального и регионального значения, в том числе около 4 тыс.километров автомобильных дорог федерального значения и 12 тыс.километров автомобильных дорог общего пользования регионального значения (далее - автомобильные дороги регионального значения), что составляет около 30 процентов нормативной потребности. Это означает, что не обеспечивается восстановление ежегодного износа автомобильных дорог федерального и регионального значения и начинается необратимый процесс разрушения государственного имущества, стоимость которого оценивается почти в 1 трлн.рублей. Ремонт и восстановление автомобильных дорог федерального и регионального значения в таких условиях обойдется в 2,5-3 раза дороже, чем затраты на ремонт и модернизацию при своевременном их проведении.

Указанные тенденции привели к тому, что сеть автомобильных дорог федерального и регионального значения перестала отвечать потребностям экономики страны. В настоящее время из-за несоответствия уровня развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения спросу на автомобильные перевозки экономика и население страны несут значительные потери. Россия существенно отстает от ведущих зарубежных стран по показателям подвижности населения, скорости доставки грузов, плотности сети автомобильных дорог, что приводит к снижению конкурентоспособности российских производителей, большой доле транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию роста производительности труда и объемов инвестиций.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 года отмечалось, что изношенность и низкая плотность сети автомобильных дорог федерального и регионального значения накладывают серьезное ограничение на развитие всей российской экономики, что предприятия не могут нормально функционировать, если нельзя недорого и быстро доставлять товары, и совершенно очевидно, что при наших климатических условиях и протяженной территории инфраструктурные издержки являются значительной частью стоимости многих видов товаров и услуг.

В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, чтобы обеспечить ее ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики, населения и государства.

Протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения в Российской Федерации в 2002 году составила 588,7 тыс.километров, а на 1 января 2005 года - 600,6 тыс.километров, в том числе 47,1 тыс.километров автомобильных дорог федерального значения и 553,5 тыс.километров автомобильных дорог регионального значения. Более 99 процентов автомобильных дорог федерального значения и около 90 процентов автомобильных дорог регионального значения имеют твердое покрытие.

Плотность автомобильных дорог федерального и регионального значения с твердым покрытием на 1000 кв. километров составила около 44 километров (в США, например, плотность автомобильных дорог составляет около 600 километров, в Канаде - около 300 километров на 1000 кв.километров территории). По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог федерального и регионального значения с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 километра на 1000 жителей, что несколько выше, чем в Украине или в Республике Казахстан (3,3 и 5 километров соответственно), но ниже, чем во многих других странах (в Финляндии, например, этот показатель составляет около 10 километров, в США - около 13, во Франции - 15,1 километра на 1000 жителей).

В результате проведения реформы местного самоуправления к автомобильным дорогам общего пользования отнесены автомобильные дороги, находящиеся в собственности муниципальных образований (далее - автомобильные дороги местного значения). По предварительным результатам инвентаризации протяженность автомобильных дорог местного значения оценивается в 544,3 тыс.километров.

Помимо автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также автомобильных дорог местного значения в Российской Федерации имеется сеть ведомственных и частных автомобильных дорог, общая протяженность которых составляет 299,2 тыс.километров.

Автомобильные дороги федерального значения относятся к федеральной собственности, их содержание и развитие являются сферой ответственности федеральных органов исполнительной власти и осуществляются за счет средств федерального бюджета. На автомобильные дороги федерального значения и сооружения на них приходится более 90 процентов общей балансовой стоимости федерального имущества в дорожном хозяйстве, составляющей свыше 500 млрд.рублей.

Значительная часть автомобильных дорог федерального значения соединяет столицу Российской Федерации со столицами республик, находящихся в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей. По автомобильным дорогам федерального значения выполняется до 40 процентов общего объема автомобильных перевозок. Международные автомобильные перевозки осуществляются преимущественно по автомобильным дорогам федерального значения.

Конфигурация сети автомобильных дорог федерального значения имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых автомобильных дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории Российской Федерации радиальная структура автомобильных дорог федерального значения ориентирована на г.Москву, в то время как ряд регионов, например на северо-востоке, не имеет автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям. Подобная структура сети автомобильных дорог федерального значения показала свою недостаточную эффективность, поскольку увеличение протяженности маршрутов движения приводит к перепробегу автомобильного транспорта, а также к концентрации автотранспортных потоков на радиальных направлениях и перегрузке магистралей в районе Московского, Санкт-Петербургского и ряда других крупных транспортных узлов.

Существенным недостатком следует считать наличие разрывов в сети автомобильных дорог федерального значения в крупных городах и населенных пунктах, где пропуск транзитного транспорта осуществляется по улично-дорожной сети и мостам, порой не приспособленным для такого движения.

Основная часть автомобильных дорог федерального значения (свыше 80 процентов) - это дороги II и III категорий, при этом протяженность автомобильных дорог федерального значения I категории составляет лишь около 8 процентов. Около 8 процентов протяженности автомобильных дорог федерального значения имеют дорожные одежды переходного и низшего типа. Для обеспечения пропуска современных большегрузных транспортных средств необходимо проведение реконструкции на участках, составляющих более одной трети протяженности автомобильных дорог федерального значения.

Данные диагностики показали, что:

82 процента общей протяженности автомобильных дорог федерального значения (37 тыс.километров) требуют ремонта дорожной одежды;

неудовлетворительную прочность дорожных одежд имеют 56 процентов протяженности автомобильных дорог федерального значения;

неудовлетворительную ровность дорожных покрытий имеют 37 процентов протяженности автомобильных дорог федерального значения;

неудовлетворительные сцепные свойства дорожных покрытий имеют 36 процентов протяженности автомобильных дорог федерального значения.

Интенсивность движения на выходящих из г.Москвы радиальных автомобильных дорогах федерального значения составляет от 40 до 100 тыс.автомобилей в сутки, а из других крупных городов (с населением более 1 млн.жителей) - от 20 до 40 тыс.автомобилей в сутки. В летний период, когда интенсивность движения превышает на 20-30 процентов среднегодовой суточный показатель, многие участки автомобильных дорог федерального значения работают в режиме перегрузки, в первую очередь это участки автомобильных дорог федерального значения на подходах к крупнейшим городам.

В настоящее время более 2 тыс.километров автомобильных дорог федерального значения достигли предела пропускной способности, около 8 тыс.километров таких дорог работают в режиме перегрузки, что приводит к систематическим транспортным заторам, особенно в летние месяцы.

Выполненные расчеты показывают, что в ближайшие годы будет полностью исчерпана пропускная способность участков ряда автомобильных дорог федерального значения, в том числе:

М-1 "Беларусь" на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Одинцово;

М-8 "Холмогоры" на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Пушкино;

А-104 Москва - Дмитров - Дубна на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Долгопрудный;

М-10 "Россия" на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Солнечногорск;

М-7 "Волга" на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Ногинск;