В подпрограмму включены мероприятия, обеспечивающие развитие внутренних водных путей для повышения их пропускной способности и безопасности судоходства, увеличения протяженности водных путей с гарантированными глубинами. Одновременно эти мероприятия способствуют получению дешевой электроэнергии, мелиорации прилегающих сельскохозяйственных земель, водоснабжению городов и населенных пунктов, развитию рыбного хозяйства и т.д.
В подпрограмме решаются задачи повышения пропускной способности внутренних водных путей, обеспечения безопасности на них, строительства и модернизации технического флота, научно-технического обеспечения функционирования и развития внутренних водных путей.
Для решения задачи повышения пропускной способности внутренних водных путей предусматриваются мероприятия, направленные на ликвидацию "узких" мест, снижающих эффективность и безопасность судоходства на всем протяжении Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации.
Проект реконструкции Кочетовского гидроузла на р.Дон предусматривает строительство с 2004 года дополнительной камеры шлюза, ввод в эксплуатацию которой вдвое увеличит пропускную способность на водном пути Азов - Астрахань протяженностью 1018 км и исключит потери провозной способности крупнотоннажного флота из-за использования не в полной мере его грузоподъемности.
Проект включает строительство новой камеры шлюза с подходными каналами в створе Кочетовского гидроузла на р.Дон, укрепление существующей камеры шлюза, реконструкцию плотины гидроузла и проведение комплекса путевых работ.
На р.Волге для улучшения условий судоходства и водопользования на участке Нижний Новгород - Городец предусматривается принятие принципиального технического решения, позволяющего обеспечить единую гарантированную глубину 4 м и бесперебойное судоходство на всем протяжении основного водного пути международного транспортного коридора "Север - Юг" (Санкт-Петербург - Астрахань). Предусматриваются также проектные проработки по увеличению пропускной способности Волго-Балтийского водного пути.
Для решения задачи обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений и водных путей предусмотрено осуществление мероприятий по нескольким направлениям.
Наиболее значимым является восстановление устойчивости напорного фронта и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений. Проведение таких работ предусматривается на объектах Беломорско-Балтийского и Волго-Донского каналов, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, гидротехнических сооружениях Волжского, Камского и Азово-Донского бассейнов. Предусматриваются меры по поддержанию устойчивости напорных фронтов гидроузлов комплексного назначения и техническому перевооружению насосных станций Волго-Донского канала и канала имени Москвы с целью обеспечения регулярного судоходства, орошения и водоснабжения. Одновременно намечено усиление мер по охране гидротехнических сооружений.
Вторым направлением является обеспечение габаритов пути и безопасности судоходства на водных путях завоза грузов в районы Крайнего Севера, на которых осуществляются социально значимые перевозки. Для повышения безопасности, надежности и эффективности судоходства предусматриваются поддержание гарантированных габаритов судового хода, а на лимитирующих участках - их увеличение, а также восстановление устойчивости напорного фронта на гидротехнических сооружениях Обского, Енисейского и Ленского бассейнов.
Обеспечение безопасности на внутренних водных путях невозможно без обновления технологической связи и создания информационных систем, поэтому подпрограммой предусматриваются реконструкция сети технологической связи на внутренних водных путях и создание электронных карт внутренних водных путей.
При создании информационных систем предусматривается внедрение коммуникационных средств нового поколения, что позволит существенно повысить пропускную способность систем проводной и радиосвязи, надежность, достоверность и качество передачи информации, а также оперативность доведения всех видов информации до пользователей.
Развитие информационных систем и технологической связи предусмотрено в первую очередь на направлении Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, по которой проходит международный транспортный коридор "Север - Юг". Планируется внедрить автоматизированные системы управления движением судов на базе автоматизированных информационных (идентификационных) станций, а также системы мониторинга местоположения судов (в том числе и смешанного плавания) и систем спутниковой связи для организации безопасного судоходства и спасения людей.
Мероприятия по строительству и модернизации технического флота предусматривают замену физически и морально устаревших судов, приобретение современного оборудования и флота взамен отработавшего расчетные сроки службы. Предусматривается строительство 2 земснарядов, 28 самоходных судов технического флота и 7 судов экологического назначения.
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будет осуществляться по следующим направлениям:
разработка предложений по увеличению пропускной способности внутренних водных путей на направлениях международного транспортного коридора "Север - Юг" и их последующей интеграции в систему международных транспортных коммуникаций;
исследование эффективности функционирования внутренних водных путей;
обеспечение технической безопасности и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений и внутренних водных путей;
модернизация и строительство судов технического флота нового поколения;
оптимальное развитие сети технологической связи на внутренних водных путях;
организация автоматизированной проводки судов и электронной картографии на внутренних водных путях.