При реализации базового варианта предполагается осуществлять ежегодно, начиная с 2013 года, на атомных электростанциях ввод в эксплуатацию оптимизированных серийных энергоблоков с реакторными установками типа ВВЭР (общей установленной электрической мощностью не менее 2 ГВт).
В рамках базового варианта осуществляется достройка находящихся в высокой степени готовности энергоблоков атомных электростанций, проводятся мероприятия по модернизации энергоблоков атомных электростанций и продлению сроков эксплуатации на 15 лет.
Возможны 3 сценария реализации базового варианта.
Сценарий 1 характеризуется тем, что преобразования в атомном энергопромышленном комплексе не осуществляются, эксплуатационные расходы организаций атомного энергопромышленного комплекса увеличиваются, добыча природного урана падает и, как следствие, рост цен на ядерное топливо составляет 20 процентов в год, тариф на электроэнергию, выработанную на атомных электростанциях, остается ниже тарифа на электроэнергию, выработанную на тепловых электростанциях, стоимость строительства энергоблока атомной электростанции установленной электрической мощностью 1 ГВт сохраняется на уровне 2006 года, так как не в полной мере реализуется переход к серийной технологии строительства новых энергоблоков атомных электростанций.
По этому сценарию ввод в эксплуатацию новых энергоблоков атомных электростанций должен осуществляться в основном за счет средств федерального бюджета. Расчеты показывают, что затраты из федерального бюджета составят в 2007-2015 годах около 892,9 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
Сценарий 2 базового варианта включает:
сокращение удельных капитальных вложений на строительство энергоблоков атомных электростанций из расчета на 1 кВт с 55,7 тыс. рублей в 2007 году до 50,1 тыс. рублей в 2009 году (в ценах 2007 года);
снижение эксплуатационных расходов концерна "Росэнергоатом" (работы и услуги производственного характера, сырье и материалы, ремонт основных фондов) из расчета на 1 кВт/ч на 2,5 процента в год и доведение их до 80 процентов от уровня 2006 года (в ценах 2006 года);
уменьшение зависимости атомной энергетики России от роста мировых цен на ядерное топливо за счет инвестиций в добычу природного урана;
проведение мероприятий по оптимизации состава и организационно-правовой структуры организаций атомного энергопромышленного комплекса;
постепенное выравнивание к 2010-2015 годам тарифа на электроэнергию, вырабатываемую на атомных электростанциях до уровня тарифа на электроэнергию, вырабатываемую на тепловых электростанциях.
По сценарию 2 существенная доля расходов на обеспечение заданных темпов строительства (2 энергоблока в год начиная с 2007 года) и ввода в эксплуатацию новых энергоблоков атомных электростанций общей установленной электрической мощностью не менее 2 ГВт в год начиная с 2013 года покрывается за счет внебюджетных средств. Расходы федерального бюджета, рассчитанные в ценах соответствующих лет, составят в 2007-2015 годах около 674,8 млрд. рублей. Однако после завершения Программы собственных средств организаций атомного энергопромышленного комплекса на ввод в эксплуатацию энергоблоков атомных электростанций с общей установленной электрической мощностью не менее 2 ГВт в год будет недостаточно. По предварительным оценкам, после 2015 года для завершения строительства энергоблоков атомных электростанций потребуется ежегодно выделять за счет средств федерального бюджета 10-12 млрд. рублей.
Сценарий 3 базового варианта включает:
сокращение удельных капитальных вложений на строительство энергоблоков атомных электростанций из расчета на 1 кВт с 55,7 тыс. рублей в 2007 году до 50,1 тыс. рублей в 2009 году (в ценах 2007 года);
снижение эксплуатационных расходов концерна "Росэнергоатом" (работы и услуги производственного характера, сырье и материалы, ремонт основных фондов) из расчета на 1 кВт/ч на 2,5 процента в год и доведение их до 80 процентов от уровня 2006 года (в ценах 2006 года);
уменьшение зависимости атомной энергетики России от роста мировых цен на ядерное топливо за счет инвестиций в добычу природного урана;
проведение мероприятий по оптимизации состава и организационно-правовой структуры организаций атомного энергопромышленного комплекса;
постепенное выравнивание к 2010-2015 годам тарифа на электроэнергию, вырабатываемую на атомных электростанциях, до уровня тарифа на электроэнергию, вырабатываемую на тепловых электростанциях;
привлечение дополнительных инвестиций в строительство новых энергоблоков на территории Российской Федерации за счет доходов от строительства по российским технологиям типовых серийных энергоблоков атомных электростанций за пределами территории Российской Федерации и их эксплуатации.
При реализации сценария 3 базового варианта ввод к 2016 году одной такой 2-блочной атомной электростанции за пределами территории Российской Федерации (1-й энергоблок - 2013 год, 2-й энергоблок - 2016-2017 годы) компенсирует после 2015 года дефицит собственных средств, необходимых для сохранения темпов строительства и ввода в эксплуатацию типовых серийных энергоблоков атомных электростанций с общей установленной электрической мощностью не менее 2 ГВт в год, без привлечения средств федерального бюджета. Расчеты проводились с учетом тарифа на электроэнергию за пределами территории Российской Федерации, в 2 раза превышающего тариф в Российской Федерации. Такой же эффект ожидается в условиях либерализации рынка электроэнергии.
Расходы из федерального бюджета по сценарию 3 базового варианта оцениваются в 2007-2015 годах в размере 674,8 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). После 2015 года темпы ввода энергоблоков атомных электростанций установленной электрической мощностью не менее 2 ГВт в год обеспечиваются за счет собственных средств организаций атомного энергопромышленного комплекса.