В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - законопроект).
По существу представленного законопроекта следует отметить следующее.
Представленный законопроект направлен на смягчение ограничения по сохранению доли государства или муниципального образования в открытых акционерных обществах, созданных в процессе приватизации, более 25% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности, в случае увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций, установленного пунктом 6 статьи 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статьей 40 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Правительство Российской Федерации поддерживает концепцию указанного законопроекта. Вместе с тем предложенный законопроектом механизм возможного уменьшения доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ представляется неэффективным.
Внесение изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О приватизации государственного и муниципального имущества", которые позволяли бы осуществлять контролируемое понижение доли государства или муниципального образования в акционерных обществах необходимы при условии определения случаев, при которых на акционерные общества с соответствующей долей государства или муниципального образования накладываются устанавливаемые законопроектом ограничения. Такие ограничения должны применяться только для тех акционерных обществ, в которых соответствующая доля акций приобретается (была приобретена) Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием при учреждении акционерного общества (государство или муниципальное образование выступает (выступало) единственным учредителем или одним из учредителей акционерного общества), в том числе в результате преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество.
В случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием акций акционерного общества по иным основаниям, распространение на такие акционерные общества упомянутых ограничений представляется необоснованным, поскольку нарушает принцип равенства участников отношений, регулируемых пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие ограничения также не должны распространяться на акционерные общества, в которых в государственной или муниципальной собственности находится пакет акций, предоставляющих 25 или менее процентов голосов на общем собрании акционеров, независимо от оснований, по которым приобретались такие акции.
Содержание ограничений, позволяющих осуществлять контролируемое понижение доли акций соответствующего акционерного общества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно основываться на следующих подходах:
решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций в акционерных обществах, на которые распространяются указанные ограничения, должно приниматься только общим собранием акционеров;
вопрос об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций может быть вынесен на общее собрание акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;
решение о вынесении вопроса об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций на общее собрание акционеров может быть принято советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества только при наличии соответственно решения Правительства Российской Федерации (для акций, находящихся в федеральной собственности), уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для акций, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации) или уполномоченного органа местного самоуправления (для акций, находящихся в муниципальной собственности).
Правительство Российской Федерации полагает возможным поддержать указанный законопроект при условии его доработки с учетом вышеизложенных замечаний и предложений.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков
Текст документа сверен по:
рассылка