Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности (утратил силу на основании приказа Минпромторга России от 06.10.2015 N 3085)

III. Многокритериальная оценка учета влияния различных условий
 на формирование систем технического регулирования

11. Поскольку при разработке систем технического регулирования необходимо учитывать широкий перечень условий (обстоятельств), влияющих на их формирование (см. п.7 настоящих Методических рекомендаций), то полная совокупность этих условий определяется особенностями конкретной отрасли.

Учет совместного влияния исчерпывающего перечня условий, определяющих формирование систем технического регулирования, рекомендуется проводить с использованием методов экономического анализа.


Рисунок 1. Схема формирования отраслевых систем технического регулирования



В каждом конкретном случае выбор подходящего метода определяется представительностью перечня условий формирования системы технического регулирования и необходимостью адекватного учета влияния каждого из них.

12. Общая схема формирования отраслевых систем технического регулирования показана на рисунке 1.

13. Для каждого типа или вида ОТР осуществляется подбор, систематизация и анализ всех существующих документов и научных публикаций, содержащих полный набор необходимых требований технического регулирования, которые будут использоваться при построении систем. Для этого рекомендуется воспользоваться существующей в отрасли совокупностью нормативных, технических документов и нормативных правовых актов, в которых содержатся требования технического регулирования, как обязательные, так и добровольные.

Целесообразно осуществлять указанный подбор, систематизацию и анализ для всех групп ОТР отрасли одновременно, для чего рационально использовать автоматизированные способы обработки информации.

14. Рекомендуется проводить анализ и актуализацию всей совокупности требований, выделенных для каждого вида (типа) ОТР. При этом утратившие силу, морально устаревшие требования, дублирующие и т.п. при актуализации исключаются. В процессе проведения анализа, исходя из специфики отрасли ОТР и других условий, следует решить вопрос и о необходимости разработки новых требований.

15. Обработанная таким образом совокупность требований для каждого вида (типа) ОТР делится на два блока: А - на обязательные, которые послужат основой для разработки технических регламентов, и Б - добровольные, и далее работа происходит отдельно над каждым блоком (см. п.9 настоящих Методических рекомендаций).

Совокупность обязательных и добровольных требований относятся к двум группам ОТР, первая из которых представляет собой опасные объекты, а вторая - те объекты, которые относятся к сфере стандартизации.

16. Для каждого вида (типа) опасных объектов определяются характеристики (параметры), от которых необходимо обеспечить защиту. Для каждого опасного фактора прописываются сценарии его действия. С помощью методики оценки риска, изложенной в Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов, проводится оценка риска. После проведения такой оценки, все опасные объекты ранжируются по степени их опасности.

17. Для второй группы ОТР (для которых задаются добровольные требования) осуществляется применяемое для первой группы ранжирование, основанное на приоритетности целей и принципах стандартизации.

18. Добровольные требования для всех видов и типов объектов могут устанавливаться в стандартах различного уровня. Необходимо учитывать, что для одних и тех же ОТР могут устанавливаться как обязательные, так и добровольные требования, причем возможно установление разных групп добровольных требований для одних и тех же ОТР.

Это предусмотрено, например, в перечне видов стандартов, (приведен в п.7 ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения), где сам вид стандарта уже определяет, какие в нем будут содержаться требования. В случае установления разных видов требований одни и те же группы ОТР могут рассматриваться для каждого случая отдельно. Однако рекомендуется начинать с того, что из общего перечня целей стандартизации выбираются те, которые имеют отношения к данной отрасли. На основании рекомендаций по выбору оценки (см. п.11 настоящих Методических рекомендаций) оцениваются и ранжируются все виды (типы) групп ОТР по степени важности реализации выбранного перечня целей стандартизации. Таким образом, можно ранжировать ОТР, для которых устанавливаются добровольные требования.

19. Ранжирование ОТР по степени их опасности, а для ОТР, относящихся к сфере добровольных требований, по приоритетности целей стандартизации принимается за основу при определении очередности мероприятий в части разработки предусмотренных Законом документов технического регулирования: технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций.

В связи с этим, в любой отрасли можно получить две ранжированные подсистемы ОТР: те, для которых устанавливаются обязательные требования (блок А), и те, для которых устанавливаются добровольные (блок Б) (см. п.9 настоящих Методических рекомендаций). Полученные подсистемы служат основой для проведения дальнейших оценок, которые фактически определяют приоритет реализации устанавливаемых требований.

20. При создании систем технического регулирования рекомендуется учитывать:

1) международные обязательства Российской Федерации;

2) государственные интересы;

3) международно признанные нормы и правила, действующие в данной области технического регулирования;

4) интересы отрасли;

5) возможности научно-технического обеспечения реализации требований к ОТР;

6) уровень развития материально-технической базы отрасли;

7) актуализация устанавливаемых требований к ОТР;

8) идентификация ОТР для целей создания систем технического регулирования.