ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 мая 2006 года N ШС-6-14/550@
О контроле за проектами решений, выносимых руководителями налоговых органов
____________________________________________________________________
Отменено на основании
письма ФНС России от 24 марта 2011 года N СА-4-7/4612@;
отменено на основании
письма ФНС России от 8 декабря 2014 года N ГД-4-3/25287
____________________________________________________________________
Федеральная налоговая служба в целях повышения эффективности представления интересов государства при рассмотрении судами дел с участием налоговых органов сообщает следующее.
В связи с необходимостью формирования надлежащей доказательственной базы при рассмотрении судами споров с участием налоговых органов юридическим отделам налоговых органов надлежит усилить контроль за визированием проектов решений, выносимых руководителями (заместителями руководителей) налоговых органов по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок.
При визировании проверяется как законность и обоснованность изложенных в проекте решения выводов о допущенных налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) нарушениях законодательства о налогах и сборах либо об их отсутствии, так и полнота, законность и обоснованность аргументации, обосновывающей выводы.
Не допускается вынесение налоговыми органами решений с целью их признания недействительными при последующем обращении налогоплательщика в суд. В частности, не могут быть завизированы проекты решений, не содержащие полной, всесторонней и объективной аргументации либо содержащие незаконные и необоснованные выводы. Визирование проектов решений осуществляется с учетом судебной практики по соответствующим вопросам и аналогичной аргументации.
Руководителям налоговых органов необходимо:
осуществлять контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
обеспечить при наличии оснований направление в арбитражные суды законных и подтвержденных доказательствами апелляционных и кассационных жалоб, а также заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора, обжалуемая сумма по которым 2 млн.рублей и более.
По спорам с участием налоговых органов, обжалуемая сумма по которым менее 2 млн. рублей, решение о направлении апелляционных, кассационных жалоб, а также заявлений о пересмотре в порядке надзора принимается непосредственно руководителем налогового органа на основании докладной записки начальника юридического отдела соответствующего налогового органа.
Докладная записка должна содержать аргументированную позицию налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику, а также с обоснованием возможности рассмотрения дела в пользу налогового органа.
Указанный порядок обжалования распространяется на:
судебные дела, оспариваемая сумма по которым менее 2 млн.рублей;
судебные дела, оспариваемая сумма по которым 2 млн.руб. и более, если налоговый орган в апелляционной либо кассационной жалобе/заявлении о пересмотре в порядке надзора обжалует судебный акт в части суммы менее 2 млн.рублей (например, если дело частично рассмотрено не в пользу налогового органа).
При визировании проектов решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, а также при принятии решения о направлении апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, постановления и письма Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судебные акты иных судов, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации. В то же время сам по себе факт наличия решения суда не в пользу налогового органа не может являться основанием для исключения из проекта решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения законных и обоснованных выводов о допущенных налогоплательщиком нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Одновременно Федеральная налоговая служба обращает внимание на необходимость усиления контроля за представлением интересов налоговых органов при рассмотрении Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации споров с участием налоговых органов. В этой связи руководителям налоговых органов надлежит обеспечить участие представителей налоговых органов в заседаниях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также незамедлительное представление в Юридическое управление ФНС России копий заявлений о пересмотре дела в порядке надзора, определений о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также информации о дате слушания дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (приказы МНС России от 14.03.2001 N БГ-3-18/83, от 12.04.2002 N БГ-3-14/195, от 11.12.2002 N БГ-3-14/709).
Отказ налогового органа от заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора осуществляется на основании решения руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (руководителя межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) по согласованию с ФНС России.
Ответственность за обжалование судебных актов в суды апелляционной и кассационной инстанций, а также в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, в том числе за законность и обоснованность направляемых жалоб (заявлений о пересмотре и порядке надзора) возлагается на руководителей налоговых органов.
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы -
действительный государственный
советник налоговой
службы РФ II ранга
С.Н.Шульгин
Текст документа сверен по:
Учет, налоги, право с приложением
"Официальные документы",
N 25, 04.07.2006