Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов (не применяется на основании приказа Минпромторга России от 21.07.2017 N 2380)

Изменение издержек отдельных групп экономических агентов


При расчете изменения издержек на этом этапе часто целесообразно отдельно рассчитать издержки для разных подгрупп, например, с разбивкой по размерам для производителей (крупные, средние, малые), по степени удаленности от места производства для третьих лиц и т.д.

Необходимо рассчитать, каковы будут издержки среднего представителя группы (производителя, потребителя, перевозчика, импортера и т.п.) или подгруппы в связи с принятием технических регламентов.

Если издержки вследствие принятия технического регламента возрастают, то они учитываются со знаком "+", если снижаются - со знаком "-".

Изменения в издержках предприятия/потребителя могут в общем случае быть связаны с:

- изменением в составе обязательных требований к продукту или процессу;

- изменением в процедурах, связанных с выполнением обязательных требований (оценка соответствия и др.).

Издержки, связанные с изменениями в составе обязательных требований (технические издержки)

Этот вид издержек может включать в себя:

- издержки по смене оборудования;

- внедрение или отказ от каких-либо технологических операций;

- дополнительные издержки по маркировке;

- другие издержки технического характера, связанные с изменениями в составе обязательных требований по сравнению с предыдущей ситуацией.

Соответствующие издержки рассчитываются для среднего производителя в денежной форме. Желательно также разделить единовременные издержки, требующиеся на начальном этапе для соответствия новым требованиям (например, издержки по смене оборудования), и постоянные издержки, которые необходимо будет нести с определенной периодичностью, например каждый месяц или на каждую единицу выпускаемой продукции.

Издержки, связанные с изменением в процедурах (административные издержки)

В принципе предполагается, что административные издержки вследствие принятия технического регламента должны снижаться. Такое снижение в общем случае связано со следующими факторами:

1) По всем техническим регламентам наблюдается эффект, связанный с кодификацией обязательных требований и переводу их в статус федерального закона. Соответственно, снижаются издержки производителей по поиску информации об обязательных требованиях.

Возможный вариант расчета снижения издержек: суммируется стоимость всех ГОСТов и иных документов, содержащих обязательные требования, которыми должно пользоваться предприятие и которые заменяются действующим техническим регламентом (на основании перечня учтенных и неучтенных требований нормативных актов). Фактически это показывает экономию на расходах по сбору необходимых нормативных документов для вновь создаваемого предприятия. Для действующего предприятия количество вводимых ежегодно новых требований (средняя цифра за несколько лет) умножается на стоимость одного документа.

2) Если устраняется дублирование форм оценки соответствия, то издержки снижаются на величину полной стоимости отмененной формы оценки соответствия, включающей в себя все официальные платежи плюс затраты времени на прохождение процедур, умноженные на ставку заработной платы.

3) Если изменяется форма оценки соответствия, то рассчитывается разница в затратах на прохождение старых процедур и новых процедур. Например, сопоставляется стоимость декларирования и обязательной сертификации.


Пример 5*: Изменение административных требований (основан на финансово-экономическом обосновании к проекту технического регламента "О парфюмерно-косметической продукции и ее производстве")

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


В настоящее время расходы заявителя (производителя) парфюмерно-косметической продукции на все виды регистрации составляют:

1. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза: в зависимости от органа стоимость работы (испытания плюс заключение) - от 2000 до 20000 руб. Заключение выдается на срок до 5 лет.

2. Сертификация соответствия: в зависимости от органа стоимость от 2000 до 11000 руб. Выдается на срок до 3 лет с инспекционным контролем 1 раз в год. Стоимость контроля определяет орган по сертификации.

3. Регистрация аэрозольной продукции: 4000 руб. за 1 документ, выдаваемый на контракт, может включать несколько наименований. Выдается на 6 месяцев.

4. Регистрация новой продукции: 7000 руб.

По данным компаний-заявителей, финансовые затраты организации (предприятия) в 2004 году на получение консультаций и подготовку документов, требующихся для получения сертификатов соответствия, в том числе заявки на сертификацию, протоколов испытаний, сертификатов пожарной безопасности, гигиенических заключений и других документов составляют 10000 руб. на каждый сертификат. В крупных компаниях количество ежегодно получаемых сертификатов колеблется от 100 до 300, затраты, таким образом, составили в 2004 году от 1 до 3 миллионов рублей.